Вячеслав Тетекин: Эрдоган не с Америкой, этим он для России ценнее других кандидатов
Более 49% голосов за Эрдогана против условной оппозиции в первом туре президентских выборов Турции. Второй тур состоится через две недели. Прозападно настроенная публика оценивает шансы текущего лидера во втором туре как проигрышные, ведь против Эрдогана может выступить уже консолидированная оппозиция и обрушить его позиции. Также последние два дня российское инфополе завалено рассуждениями о том, кто лучше для России — Эрдоган или его главный соперник Кылычдароглу? Своим мнением об этом с Накануне.RU поделился доктор исторических наук, политический деятель Вячеслав Тетёкин:
— Шансы Эрдогана я оцениваю достаточно высоко, потому что, несмотря на достаточно сложную ситуацию — и экономическую, и землетрясения, всё-таки Эрдоган получил почти 50% голосов. В нынешних условиях народ мог от него полностью отвернуться, но этого не произошло.
Плюс, конечно, оппозиция очень сильно подготовилась. У них было достаточное финансирование, и самое важное — что они объединяются, и этому немало способствуют всегда "лучшие друзья" мусульман — США. Это они умеют делать. Они объединяют всю разрозненную оппозицию таким образом, чтобы она могла выступить единым фронтом, даже несмотря на то, что они друг друга ненавидят. Как примерно произошло с проигрышем Милошевича на выборах 1999 года, когда в Югославии оппозиция тоже никак не могла договориться, их собрали в американском посольстве в Вене, и они после этого мгновенно договорились.
Поэтому это несомненный успех Эрдогана. Нельзя считать, что менее 50% — это поражение. В этих условиях это успех.
Теперь оценим ситуацию с точки зрения того, кто для нас выгоднее. Конечно, Эрдоган — не подарок. Он себя ведёт как истинный восточный султан, исповедуя исключительно свою выгоду, причём, не особенно этого скрывая, и при необходимости, как это было заведено издавна, если есть необходимость какого-то союзника найти, то он этим тоже не гнушается. У нас с Турцией многовековые, исключительно сложные отношения, поэтому мы знаем, что он из категории "доверяй, но проверяй". Очевидно, к нашим с Турцией отношениям применима именно эта пословица. Вместе с тем, совершенно ясно, что Эрдоган всё-таки в силу своего крайнего национализма действительно заботится прежде всего об интересах Турции, и он хочет сделать Турцию великой, он не подчиняется Соединённым Штатам Америки — вот это для нас самое важное. Потому что если бы ещё и Турция создавала для нас проблемы на наших южных границах, то это было бы довольно неприятно. Оппозиция, ясное дело, пользуется всемерной поддержкой американцев, если бы она пришла к власти, конечно, для нас это был бы не самый выгодный сценарий.
Некоторые говорят, что в Турции готовится свой "майдан". И он мог бы начаться в случае выигрыша Эрдогана в первом туре, а теперь всего лишь отсрочен. Майдана и в Киеве не должно было быть, если бы Янукович, несмотря на свои габариты, не оказался слабовольным и трусливым человеком — взял и смылся в самый решающий момент в истории Украины и породил этим колоссальные проблемы.
Эрдоган сделан из другого теста. Это человек в лучших традициях турецких правителей — он не боится. И можно не сомневаться в том, что какие-либо первые признаки майдана будут встречены применением силы. В этом у меня никакого сомнения нет.
Он человек решительный, и он, конечно, применит всю власть, на которую способен. И самое главное — что к этому времени он зачистил руководство вооружённых сил. Если в своё время, в доэрдогановскую эпоху, армия играла вполне самостоятельную политическую роль и зачастую именно она определяла и курс страны, и того, кто ею будет управлять, то по нынешним временам после неудачной попытки проамериканского переворота Эрдоган зачистил всю военную оппозицию, сейчас он полностью контролирует силовые структуры.