23 Ноября 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Экономика В России

Новые приватизаторы — они такие же "патриоты", как и старые?

Новая приватизация, которую проталкивают с завидным усердием, обрастает подробностями, теперь речь ведется о так называемых "малой" и "большой" приватизациях. Об этом накануне рассказал замминистра финансов Алексей Моисеев в интервью "Известиям".

По его словам, для осуществления малой приватизации к концу года появится некий маркетплейс, где разместят государственные объекты, которые можно будет приобрести как юридическим, так и физическим лицам. В случае нескольких претендентов на один объект планируется проведение аукционов. Росимущество подготовит единый реестр таких объектов, и всё это благодаря усиливающейся цифровизации.

Что касается "большой распродажи", то точных сроков ее проведения нет. Президентом пока поставлена задача по формированию внутреннего розничного инвестиционного рынка, то есть власти намерены, по всей видимости, продать всё бесхозное — что кому приглянется. И, вроде бы, в 90-е уже провели одну такую приватизацию, теперь говорят, что все будет "честно", но с какой целью распродавать активы, которые можно пустить в оборот и ежегодно получать поступления в бюджет, было бы желание? Хотят сформировать прослойку новых инвесторов? А не окажутся ли среди них, например, одни китайцы, которые после приобретения объекта сдадут всё в металлолом и наладят поставки своей продукции, тем самым расчищая поле от конкуренции?

Своим мнением о ситуации с Накануне.RU поделился депутат Государственной думы, экономист Михаил Делягин.

Экспозиция, посвященная экономическим реформам. Музей Б.Н. Ельцина(2022)|Фото: сайт Ельцин-центра / Елена Володарская

— Алексей Моисеев считает, что объекты не должны находиться без дела, и если кому-то нужен какой-то объект, то его нужно продавать…

Заседание Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России(2021)|Фото: me-forum.ru— Классный подход! Если кому-то понадобился какой-то объект, значит, по их мнению, этот объект нужно продавать? Вот мне понадобился Кремль, а кому-нибудь понадобилось хранилище радиоактивных отходов — значит, надо продавать, правильно я понимаю? Интересный подход. А кому-нибудь ещё захочется купить кабинет, в котором он сидит. Тоже надо продавать, потому что такая потребность появилась у кого-то где-то? Очень интересно.

— И почему сразу продавать?

— Вероятно, кому-то хочется украсть. Мы знаем, что такое приватизация — это воровство. Все разговоры о том, что приватизация обязательно ведёт к повышению эффективности управления — это бред. У нас вся страна покрыта руинами приватизированных предприятий, которые стали таковыми для того, чтобы продать с оборудованием на металлолом. А с другой стороны, среди самых эффективных предприятий страны — государство, начиная со "Сбербанка", "Раша Тудей", "Роснефти" и так далее.

То есть все разговоры о том, что приватизация обязательно повышает эффективность, — это вообще ни о чем.

С другой стороны, Костин говорит, что бюджету нужно реализовать инфраструктурные проекты, и вот поэтому нужно провести приватизацию. Но, во-первых, это точно не малая приватизация, а приватизация всего в стиле 90-х. Во-вторых, в федеральном бюджете деньги есть — более 11 трлн рублей только в Фонде национального благосостояния валяются без движения и неликвидов там только 3 млрд, которые подарили Януковичу под видом кредита. Ещё деньги лежат на счетах бюджета и бюджетных депозитах. Так что если кому-то хочется развивать страну, но якобы денег не хватает — так возьмите и развивайте, у вас деньги в карманах лежат.

Кроме того, как только станет известно, что объект приватизируется, потому что кому-то там на что-то не хватает денег, то приватизировать его по нормальной цене будет невозможно, это будет грабёж. И кстати, о нормальной цене. А какая нормальная цена может быть на активы, которые расположены в стране, которая находится под санкциями и ведёт боевые действия? Эта цена будет нормальной или сильно заниженной? Я думаю, что она будет сильно заниженной по объективным причинам.

Андрей Костин, Герман Греф(2018)|Фото: kremlin.ru

— При этом будет создан некий маркетплейс, через который можно будет приобрести то, что нужно — тут, вероятно, тоже есть какие-то подводные камни?

— Подождите, маркетплейс — это "Озон", "Вайлдбериз", это место, которое сводит много продавцов и много покупателей. А если продавец один — государство, то это не маркетплейс, а электронная доска объявлений, которую мы помним по 90-м годам. Можем это назвать электронной биржей и как-то ещё. Маркетплейс убирает всех посредников, тогда каких посредников собирается убирать господин Моисеев? Генеральную прокуратуру, действующее законодательство? Какие посредники вообще в процессе приватизации существуют?

Если там кто-то с кем-то сталкивается из желающих приобрести, значит, тогда будет аукцион. А если площадка с объявлениями будет организована так, что об объекте будет узнавать только одно заинтересованное в этом лицо? Мы же знаем, как приватизация проводится. Помним хорошо.

— Это касается и малой, и большой приватизации?

— Мелочь продавать, безусловно, нужно, если у кого-то в государственной собственности находится 25% ООО "Рога и копыта", такое бывает, от этого, конечно, надо избавиться с очень простой формулировкой: государство этим управлять не будет и не может. Но это касается того, что называется "малая приватизация", которая создана просто для того, чтобы дать что-то малому или среднему бизнесу, что ему не хватает, здесь возражений особых нет. Хотя нужно тоже смотреть в деталях, а то какой-нибудь порт запихнут под эту категорию и продадут маленькой ИП с оборотом в несколько миллиардов рублей. А с другой стороны, большая приватизация здесь при чём?

Заброшенный химический завод во Владимире⁠⁠(2022)|Фото: Сергей Рут / vk.com/sergey_root

— А про "большую" Моисеев говорит, что сроки пока не определены…

— Сроки Владимир Владимирович вам скажет. А какой смысл, какие цели? Содержательный смысл большой приватизации в чём? Мы хотим активы, которые не удалось впихнуть Западу, продать Китаю? Так давайте с Кремля начнём, китайцы ценят российскую историю, в отличие от многих российских чиновников? Китайцы вот точно Мавзолей Ленина на 9 мая драпировать не будут. Так что все это попахивает абсурдом.

— По словам Моисеева, у них нет задачи просто раздавать побыстрее. Пока президентом поставлена задача формирования внутреннего розничного инвестиционного рынка...

— И все-таки непонятно, в чём смысл большой приватизации? "Нам президент сказал, и мы не можем объяснить его действия"? Тогда это дискредитация президента. Я понимаю, что это основное занятие российских чиновников последние четверть века, а то и больше, но, может, что-нибудь новое придумать?

— Может быть, вообще начнут распиливать более крупные компании на мелкие — такое возможно?

— Юридически никаких проблем нет. Если это государственная компания, то нужно согласие государства, но я думаю, что такие товарищи, как Моисеев, дадут своё согласие на всё необходимое для приватизаторов. Самое главное не в этом. На уровне крупных корпораций разница между частным бизнесом и государством в том, что государственная корпорация в силу своей специфики может заниматься стратегическим планированием в условиях неопределённости — например, "Роснефть". Если компания частная, она этим заниматься не может, потому что она вынуждена ублажать акционеров каждую минуту, иначе топ-менеджеров заменят. Пример — "Шеврон", который во время снижения мировых цен на нефть брал кредиты на выплаты депозитов.

Естественно, есть и плохие государственные компании, есть и хорошие частные. На уровне крупных корпораций разница в эффективности менеджмента отсутствует. Госкомпании находятся в преимуществе. Эффективность у них в целом более высокая. Так зачем проводить крупную приватизацию?

Если у кого-то четверть торгового ларька до сих пор осталась в госсобственности, понятно, что государство не должно этим заниматься, но если у кого-то где-то осталось в собственности четверть троллейбусного или автобусного парка, то избавляться от этого — преступление, потому что это разрушение социальной инфраструктуры города, как мы хорошо все знаем, многократно проходили за последние 36 лет национального предательства по всей стране.

Когда замминистра финансов говорит — мы будем проводить большую приватизацию, а на вопрос "почему" отвечает "нам президент сказал" или что-то в таком духе, то давайте посмотрим, нет ли у этого товарища замка в Италии, каких-то особых интересов, противоречащих интересам Российской Федерации. Хотя о чём я говорю? У нас скоро за защиту интересов России будут под суд отдавать за недостаточно восторженный образ мыслей. А может, и сразу в тюрьму без суда, кто знает, что этим одичалым в голову придёт, им пилить страну надо опять.

Министерство финансов РФ, минфин(2018)|Фото: nakanune.ru

— Можно ли примерно оценить, сколько бюджет получит от этих малой и большой приватизаций?

— Сколько и в прошлый раз получил. В чем посчитать — в рублях или фигах? Или в миллиардах рублей убытка? Потому что когда предприятие приватизируют для того, чтобы его закрыть, чтобы расчистить место для иностранных конкурентов, то для бюджета это убыточное дело, потому что иностранные конкуренты потом налоги не платят, они всё выводят в офшоры. Государственные компании при всём критическом отношении к государственному менеджменту в офшоры вывести сложно. Хотя, может, у некоторых, вроде Грефа, и получается, проверять надо. Так что получит бюджет убытки от приватизации — как в 90-е годы убытки получал, так и сейчас.

Если вас ограбить, у вас денег будет насколько больше от этого? Наверное, очень и очень много, и господин Моисеев обоснует, что если вас ограбить, то вы получите очень много денег от этой процедуры. Ну а потом поедет куда-нибудь к Чубайсу или к Мау. Вот в чём заключается ответ на вопрос, сколько денег в бюджет принесёт приватизация.

— Но ведь можно получать длительные поступления в бюджет именно от национализации, хотя многие и утверждают, что госпредприятия убыточны?

— Это "Роснефть" убыточна? "Сбербанк" у нас убыточен, у которого более 2/3 прибыли всего банковского сектора на него приходится, а то и больше? Это бред из 90-х годов. Если вы хотите, чтобы Россия развивалась, нужно проводить национализацию. Если вы хотите, чтобы Россию продолжали грабить, нужно проводить приватизацию. Вот и разница подходов. Всё очень просто.

Если люди всерьёз говорят о приватизации и остаются на своих должностях, значит, не просто политика 90-х реализуется в рамках социально-экономических мер, но и стратегия 90-х. Значит, ни о каких интересах общества всерьёз в экономической сфере говорить не стоит. Я думаю, что господин Моисеев, вероятно, заработает много денег, а потом уедет куда-нибудь на своё хозяйство в ту страну, которую он будет считать своей родиной, как это было с Мау, как это было с Чубайсом. А ведь как Чубайс про патриотизм разбавлял — бог ты мой! Моисееву далеко до него, но я думаю, он скоро научится.

Анатолий Чубайс презентует ваучер и начало приватизации в 1992 году(2022)|Фото: кадр из фильма "Олигархи" Александра Гентелева


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС