"Завод бастует!" Конвейер УАЗа с "Патриотами" запнулся о зарплаты
Накануне появились видео из цеха завода УАЗ, где собрались несколько десятков людей. Закадровый голос произносит фразу: "Завод бастует, зарплаты нет".
Как выяснилось, на УАЗе остановили конвейер с "Патриотами", рабочие устроили забастовку и потребовали повышения зарплат. Они недовольны тем, что в среднем рабочий УАЗа получает 32-35 тыс. руб. "грязными", и это неконкурентная зарплата в сравнении с другими крупными промышленными предприятиями города. А за последний месяц они и вовсе получили только по 20 тыс. руб., сообщила "База".
Зато, судя по отчётности УАЗа, топ-менеджмент завода в лице сотрудников холдинга Sollers повысил себе вознаграждение с 144 до 352 млн руб. в 2022 году. За период с 1991 по 2022 годы на УАЗе производство сократилось на 1/3, а число сотрудников — на 3/4, пишет "Равенство.Медиа". Сокращение персонала сопровождалось не ростом локализации, как на ВАЗе, а ее снижением, доля импортных деталей УАЗ Patriot выросла с 20% до 50%.
В администрации УАЗа при этом заявили, что вчера забастовки не было, а состоялась "встреча с гендиректором", 1 марта зарплату рабочим уже подняли на 5%, а в июне якобы поднимут еще на 7%.
"На УАЗе после рабочей смены проходила плановая встреча работников с генеральным директором. Такие мероприятия проводятся еженедельно в разных производствах после окончания рабочей смены, либо в перерывах. Обсуждались вопросы, в т.ч. и по повышению зарплаты", — сообщили в пресс-службе компании.
Своим мнением о ситуации с Накануне.RU поделился вице-президент Конфедерации труда России Олег Шеин.
— Забастовок в России быть не может с точки зрения именно законодательной, потому что процедура такая, что выполнить её никто не в состоянии. Поэтому нужно смотреть не на то, что происходит с точки зрения закона, а на то, что происходит по факту. По факту мы видим видео, на котором несколько десятков человек говорят о том, что они бросают работу, требуя повышения заработной платы. То есть нет долгов по заработной плате, а люди требуют повышения. Это тоже важный момент. Потому что если долги по заработной плате есть и превышают хотя бы две недели, то в этом случае работник вправе на работу не выходить. Это юридически не считается забастовкой, но содержательно забастовкой является.
Что касается заработных плат на УАЗе. Во-первых, компания говорит, что зарплата средняя там 40 тысяч. Но что значит средняя — это история больших диапазонов: она где-то может быть 50, а где-то и 30. Второе. Включают ли они в эту озвученную заработную плату подоходный налог? — почти наверняка включают. Так что автоматом минусуем 12%. Третье — а как менялась заработная плата. Мы видим, что на УАЗе в 2021 году зарплата была проиндексирована на 6% в то время, как официальная инфляция была порядка 9%. В 2022 году заработная плата была проиндексирована на 10%, а официальная инфляция была около 15%. То есть реальные заработки людей, до этого невысокие, падают.
То, что сейчас произошло на заводе УАЗ, это, скорее, стихийная вещь, и о причинах начала ведения борьбы людей за свои права трудно судить. Стартером может быть что угодно. Ведь если там менеджмент хвастается про 40 тыс. зарплаты, то ещё надо посмотреть, с учётом каких доходов мы об этом говорим — это 8-мичасовой рабочий день или включая сверхурочные. И вот на соответствующем отрезке времени мы видим, что возникло глобальное недовольство, которое выплеснулось в публичные заявления людей.
Кроме того, заработная плата по разным автосборочным предприятиям России ранее очень сильно отличалась. Сейчас уже трудно судить, потому что многие компании ушли, но, например, года два назад были очень серьёзные отличия по заработку между заводом АвтоВАЗ и заводом "Форд" во Всеволожске. Во Всеволожске была большая история забастовочный борьбы, и поэтому люди добивались лучших условий труда, а применительно к АвтоВАЗу, там, к сожалению, профсоюзы были подавлены в своё время, поэтому отношение к работникам было другим.
Теперь о перспективах. Прокуратура взялась проверить нарушения трудовых прав, и скорее всего, никаких нарушений прокуратура там не найдёт. Другое дело, что весь этот процесс может вынудить работодателя по политическим причинам пойти на повышение заработной платы, и не на 7%, как они планируют с лета, а на какую-то более весомую величину.