Минфин заявил, что пощадил релокантов. Но есть нюанс
Угрозы Правительства России повысить НДФЛ для россиян, уехавших за границу, но работающих на отечественные компании, видимо, так и не будут иметь реального воплощения.
В окончательной версии поправок в налоговое законодательство от Минфина РФ говорится, что НДФЛ для таких лиц останется 13-15% — вне зависимости от статуса налогового резидентства, пишет РБК.
В конце апреля в Госдуму был внесен правительственный законопроект об увеличении НДФЛ с зарплат россиян, уехавших за рубеж, но продолжающих работать на российские компании. Если бы законопроект был принят в первоначальном варианте, то с 1 января 2024 года российские компании и заказчики должны были бы удерживать с таких работников, утративших отечественное налоговое резидентство, НДФЛ в размере 30%.
Между тем, экономист Никита Кричевский заявил Накануне.RU, что метания Минфина говорят либо о вбросах информации с определенными целями, либо о том, что министерство просто не знает свое законодательство. В случае, если человек живет вне России больше 180 дней, то ставка 30% установлена для него независимо от того, является человек релокантом или постоянно проживает за границей и получает деньги из РФ. И изменений этой нормы тоже не предвидится.
"Да даже если вы гражданин другой страны [и работаете на компанию из РФ] — неважно, если 180 дней вы живете вне России, будьте добры заплатить 30%. Причем, с этого года средства будут взыскиваться не с нерезидентов, а с налоговых агентов, то есть плательщиков. Нерезиденты — это очень многие люди, которые постоянно живут "там". Вот у "Лукойла" человек возглавляет НПЗ в Бургасе — он там живет и руководит. И как 30% за него платил "Лукойл", так и будет платить", — отмечает эксперт.
Таким образом, можно говорить лишь о том, что Минфин решил не усложнять жизнь релокантам в течение первого полугода жизни вне России. Однако уехавшие осенью 2022 года и тем более весной прошлого года релоканты при работе на российские компании уже должны платить по ставке 30%.
Остается понять, в курсе ли этого наш Минфин.