Саид Гафуров: Россия возвращается в Африку
Посол России в ЦАР заявил, что между странами идёт тесное активное сотрудничество во многих сферах. Люди активно идут в православие, власти планируют создать у себя российскую военную базу, в планах открыть производство российских автомобилей УАЗ. Откуда такая тяга к сотрудничеству и переориентируется ли Россия на страны Африки, своим мнением с Накануне.RU поделился востоковед и африканист Саид Гафуров:
— Почему такие отношения между нашими странами? Мы ведём себя по-другому и деньги даём по-другому. Ну и в военном сотрудничестве наши себя очень хорошо показали, в том числе и "Вагнер" как структура. Плюс, играют роль внутриафриканские взаимоотношения. Также готовится саммит Россия-Африка в Санкт-Петербурге, и многие уже под этот саммит начинают работать.
История с православием связана с тем, что сейчас Московский патриархат вступил, в общем-то, в конфликт с александрийским патриархатом, тот повёл себя по поводу украинского тумуса крайне неконструктивно. И Московский патриархат стал говорить, что есть значительная часть церковных православных организаций в Африке, которые приходят напрямую к ним в Москву в патриархат, не в подчинение, а как сотрудничество. Это хорошо и полезно для них. Явно, что просто так они не будут дёргаться — африканцы греков не очень любят, они себя там неудачно зарекомендовали. Ну и это миллионов десять прихожан. В Московском патриархате решили, что незачем оставлять их там. Они хотят раскола — ну хорошо. Но окормлять-то православных нужно, и Московский патриархат, видимо, взял это на себя.
Россия возвращается в Африку. То есть Советский Союз был одним из главнейших элементов в Африке, и люди ему благодарны — во многих африканских странах во власти люди, которые обучались в Советском Союзе. А после этого в ельцинскую эпоху Россия просто забросила её, назначала одного посла на несколько стран и так далее. Сейчас идёт возвращение. В том числе и в области научно-технического, торгово-экономического сотрудничества. Строятся предприятия. Наши технологии, может, чуть отстают от западных, но они очень хорошо вписываются в африканскую реальность. Наши технологии — нормальные, наши товары хорошо воспринимаются, и они им нужны.
И самое главное — Россия согласна на более справедливые условия кредитной линии. Это вещь закрытая, её не принято обсуждать, но, в общем-то, похоже на то, что идут договорённости о валютном клиринге, когда у нас Центробанк предоставляет им беспроцентные кредиты, а они предоставляют нам на такую же сумму. Вероятно, это идёт вразрез Вашингтонскому консенсусу, и это стараются не афишировать. На самом деле этот вопрос кредитования — он чуть ли не самый главный.