Илья Гращенков: Telegram запугивают посадками админов, чтоб другим неповадно было
Хамовнический суд Москвы вынес приговор трем бывшим администраторам telegram-каналов "Проект "Сканер" и Riddle по делу о вымогательстве 470 тыс. руб. у директора "Ростеха" Василия Бровко и его супруги, телеведущей Тины Канделаки. Алексей Слободенюк, Евгений Москвин и Владислав Малушенко признаны виновными по статье "Вымогательство". Каждый из них получил по восемь лет колонии строгого режима и штраф 500 тыс. руб. Получается, что за телеграм-вымагательство участники схемы получили срок, сопоставимый с тяжкими преступлениями, и таким образом площадку запугивают, чтоб другим неповадно было лезть к "неприкасаемым", так считает политолог Илья Гращенков. Он поделился своим экспертным мнением с Накануне.RU:
— Было два всплеска, два дела, которые крутились вокруг "Ростеха", есть еще другие люди, которые сотрудничают со следствием, надеясь, что им суд назначит меньший срок. Это связано с делами о вымогательстве, каналы "Сканер" и Riddle, как я понимаю, работали с компроматом. И по всем понятиям компромат — это оружие борьбы, поэтому они пострадали как некие инструменты, втянутые в борьбу неких лиц. Кто-то ведь заказал "Ростех", какие-то заказчики есть.
Что касается других общественно-политических каналов, которые подвергаются преследованию, то понятно, что есть анонимные и неанонимные, и сейчас даже существует тенденция к деанонимизации. В большинстве случаев мы знаем авторов популярных каналов или тех, кто за ними стоят. И даже тех, кого не знаем, все равно у них есть какая-то редакционная политика, примерное понимание, кто к ним относится и так далее. И поэтому каких-то прямых компроматных "наездов" уже нет.
Жалобы "Ростеха" на "телеграмеров" в правоохранительные органы во многом поспособствовали тому, что авторы каналов стали более осторожно использовать эти "черные технологии". После той истории, когда были массовые аресты, все как-то перестали брать "чернуху". В принципе в "Телеграме" сначала сложилось такое же поле, как было в СМИ 90-х годов, когда все было безнаказанно. Сейчас идет тенденция к упорядочиванию, когда-то, наверное, придет и к законодательному регулированию. Поэтому я бы не сказал, что "Телеграм" пытаются как-то ограничивать. То есть если идет конкуренция мнений без "чернухи" и вот таких "наездов", то претензий к авторам не видно. Но в целом понятно, что если ты ввязываешься в какие-то такие конфликтные истории, то можешь стать объектом правоохранительного "наезда".
Это имеет под собой целью запугивание, но не всей площадки целиком, а всех желающих связываться с какими-то крупными игроками. По сути, какой тут месседж: Россия – это страна сословная, есть крупные корпорации, олигархи, которые выше других. И когда появилась площадка, которая может спокойно "полоскать грязное белье" и "наезжать", оставаясь в тени, то те, кого задевают, — бизнесмены, силовики и прочие — показывают, что у них есть инструмент мести. А месть на то и месть, что нужно максимально жестко покарать обидчика, чтобы другим было неповадно.