Промышленная выставка "Иннопром" не преподнесла беспилотных чудес
Комплектующие зачастую импортные, правила испытаний непонятны, кадров нетНациональный проект по развитию беспилотных авиационных систем (БАС) будет утвержден к 1 сентября 2023 г., об этом сообщили в пресс-службе Правительства России. Есть ли у нас свои беспилотники и насколько они свои — вот вопрос, который волнует многих в последние полтора-два года, ответ на это попытались дать на промышленной выставке "Иннопром-2023" в Екатеринбурге, передает корреспондент Накануне.RU.
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) доказали свою эффективность и даже острую необходимость в зоне СВО. Пока промышленность сосредоточена на введении систем в гражданской сфере, но для этого не хватает правового регулирования, понятных механизмов сборки и создания беспилотников. Все эти проблемы обсуждали на "Иннопроме". Российские разработчики показали не только водородные коптеры и электровертолеты (от "Аэромакса" и Центра водородных технологий), но и октокоптеры, беспилотники для диагностики ЛЭП — комплекс "Канатоход". А на коллективной экспозиции, организованной Фондом развития Югры, компания "Клевер" представила универсальную роботизированную станцию для беспилотных воздушных судов вертикального взлета и посадки.
Правда, во многих машинах используется от 60% иностранных запчастей. Но это только половина проблемы.
"Мы делаем электронику для больших беспилотных летательных аппаратов, а также беспилотные аппараты средней продолжительности полета и малой продолжительности полета. Это серийный уровень продукции, — рассказывает генеральный директор компании "Эйрбург" Сергей Евдокимов. — В Свердловской области есть компетенции целиком, [чтобы] по комплексам создавать и наземные системы, носимые в серединке блоки и отдельные установки для БПЛА, такие как наземные системы посадки, их не делает больше никто в РФ. Многие сегодня говорили об импортной комплектации — без импортных комплектующих не обойтись. Но все эти аппараты разработаны и целиком изготавливаются в городе Екатеринбурге", — говорит эксперт.
Это хорошие новости. Плохие: отсутствует актуальная правовая база применения БПЛА, а регулирование необходимо прежде всего для разработчиков, чтобы было понимание — для чего будут эксплуатироваться их летательные аппараты, в каких условиях, при какой погоде — за Полярным кругом или в теплых краях? Нет и технических стандартов для БПЛА. Минпромторг только-только подходит к вопросу единых технических требований.
"То, как мы сейчас работаем для Министерства обороны — не надо повторять, — говорит Сергей Евдокимов. — Потому что там, на самом деле, комплексный подход не во всем. Я прошу, чтобы для гражданской промышленности как можно быстрей эти стандарты были доведены до разработчиков и серийных изготовителей".
И вишенка на торте разочарований — кадры. Кадров нет, потому что сегодня нет и единой системы обучения пилотов, техников БПЛА. Промышленники, вырвавшиеся в авангард актуальной повестки по изготовление беспилотников, буквально требуют, чтобы как можно скорей появлялись специализированные дисциплины в технических вузах, где будут обучаться те, кто уже сегодня должен заниматься и искусственным интеллектом, и беспилотниками, то есть системами, в которые человек при использовании уже не вмешивается.
Власти анонсировали создание федерального центра беспилотных авиасистем в "Рудневе" еще в прошлом году. Тогда был подписан Меморандум о сотрудничестве в области поддержки развития отрасли беспилотных летательных аппаратов. Но когда будут образованы региональные центры? Почему регионального центра нет в Свердловской области — опорном крае для промышленности? Эксперты надеются, что это будет исправлено и такой центр появится на Урале.
11 июля на площадке "Иннопрома" мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Среднего Урала Евгений Куйвашев заключат соглашение о производстве квадрокоптеров для сельского хозяйства, тушения пожаров, геологической разведки и других гражданских нужд. Правда, почему-то вдруг выяснилось, что церемония пройдет непублично, поэтому объемы производства и технические характеристики БПЛА останутся загадкой для широкой общественности.
Зато представители закрытого города Лесного намереваются уже вполне публично подписать соглашение о поставках коптеров для зоны СВО. Еще вчера на стенд "Росатома" привезли БПЛА, участвовавший в боевых действиях. Беспилотник был подбит и починен в полевых условиях, после чего его решили продемонстрировать на выставке. Коптер спроектировали и собрали в стенах ООО "НПК-ЭСК Атом". Пока их лично на безвозмездной основе привозит в зону специальной военной операции гендиректор завода Евгений Тохтин.
"Этот коптер используется для обнаружения противника, здесь установлен тепловизор. В комплекте идет второй коптер со сбросом боеприпасов. Я собрал и передал порядка 50 таких коптеров, а так в зоне СВО их используется около 800 — многие в частном порядке собирают и дарят", — рассказал Накануне.RU Евгений Тохтин.
Только странно, что реальность проекта БПЛА в России доказывают демонстрацией подбитой техники и выставляют ее как свидетельство того, что дрон побывал в бою? Это, конечно, вопрос не к производителям, а нашим властям, ответственным за промышленность.
Куда более внушительной оказалась линейка белорусских коптеров, представленных на "Иннопроме", они на 70-80% состоят из белорусских комплектующих.
Коптер "Буревестник" разработан в Белоруссии. Начинали разработку в интересах МЧС, потом технологией заинтересовались пограничники, МВД, а теперь и военные используют его для разведки. Взлет и посадка — полностью в автоматическом режиме со взлетно-посадочной полосы. Полностью автономная работа в условиях радиоэлектронного подавления. Есть парашютная система, чтобы посадить машину в случае поломки в воздухе.
Также на выставке показаны другие белорусские аппараты, которые можно использовать при патрулировании, лесоохране, сельхозработах, аэрофотосъемке, эвакуации больных из труднодоступных мест.
Российская промышленность подобной локализованной линейкой похвастать, увы, не может, и в этом одна из главных промышленных выставок России "Иннопром" не преподнесла чудес.