К чему готовят призывные поправки?
Повышение предельного возраста для призывников и запасников, штрафы для уклонистов и разговоры о "большой войне" в Думе.Летний букет законопроектов к осеннему призыву ворвался в повестку, Госдума приняла поправку о призывном возрасте срочной службы с 18 до 30 лет с 1 января 2024 года. Теперь россиян будут призывать с 18 до 30 лет (до сих пор – с 18 до 27 лет), депутаты отклонили поправку, которая предусматривает переходный период для повышения призывного возраста до рамок с 21 до 30 лет. Более того, повышен и возраст запаса, нас ждет ужесточение наказания за неявку в военкомат – Госдума приняла поправку о штрафах до 30 тысяч рублей за неявку по повестке, до 400 тысяч рублей за непредставление в военкомат списков граждан для первоначальной постановки на учет, 500 тысяч рублей за неоказание содействия военкоматам при объявлении мобилизации. В ответ на слабые попытки возразить, что повышение верхней планки призыва ранее анонсировалось вместе с планомерным поднятием нижней планки, глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов заявил, что поправки о расширении границ призывного возраста написаны "для большой войны и общей мобилизации". Но ни президент, ни министр обороны о новой мобилизации или об изменении статуса СВО ничего не говорили – за них говорят поправки? Разбирались в материале Накануне.RU.
"Единая Россия" большинством голосов в третьем чтении приняла закон о повышении призывного возраста до 30 лет, вопреки ожиданиям части думцев, нижняя планка при этом осталась прежней – 18 лет. Ранее инициативу повысить возраст призыва объясняли тем, что ребята в 21 год уже могут получить высшее образование и, будучи дипломированными специалистами, принесут большую пользу и армии, и смогут определиться в жизни с большей вероятностью после нее, из этого расчета поднималась и верхняя планка. Депутат Нина Останина напомнила Картаполову, что 14 июня в первом чтении законопроект и подразумевал именно синхронное повышение нижней и верхней планки призывного возраста, а также речь шла о поэтапном характере изменений. Но "оборонщики" резко переобулись в воздухе и от первого чтения открестились, аргументируя тем, что грядет большая война.
"О войне никто, кроме Андрея Картаполова не говорил ранее, – в беседе с Накануне.RU говорит председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина. – Еще раньше был принят закон, по которому призывники, начиная с 18 лет, имеют право на заключение контракта. У меня возникло опасение, что ребята для того, чтобы получить 100 тыс. руб., для них это единственная возможность, сразу будут призваны по окончанию школы на службу и будут заключать контракты. И вот эти неоперившиеся юнцы как раз попадут в горячую точку, зону спецоперации. Это у меня вызвало большие опасения. Ответ я не получила, вместо этого была длительная тирада о том, что начнется большая война, никому не поздоровится, хватит уклоняться".
По мнению политолога, экс-депутата Дарьи Митиной своими действиями "ЕР" создали проблему на ровном месте: "Получилось так, что общество дезинформировали сознательно или в ходе какой-то внутрипарламентской бюрократии, поэтому получилось не очень хорошо. Это ошибка тех, кто обеспечивал пиар-сопровождение, прохождение законопроекта. Здесь проблема не в сути. Суть можно обсуждать: повышать, не повышать, есть свои доводы у каждой из сторон. Но, по сути, получилось не очень здорово на фоне того, что государство ведет скрытную политику в отношении собственного общества, когда нам разъясняют все постфактум, устами не самых искусных пресс-секретарей, то в целом у общества отношение негативное".
Но не только по поводу изменений в организации призыва в армию срочников возникли домыслы, допущения и тревожные мысли в обществе. Помимо этого было и сказано, и сделано много такого, что наталкивает на мысли о новой волне мобилизации. Возраст для запасников разных категорий также повысился, предусматриваются жесткие меры для уклонистов, начиная с штрафов, увеличенных в десять раз (с 3 тыс. руб. до 30 тыс. руб), и заканчивая запретом на регистрацию в качестве ИП, запретом на постановку на учет самозанятого, ограничением права на управление транспортным средством, отказом на оформление кредитного договора для тех, кто не явился в военкомат, получив повестку. Общеобразовательные организации и профессиональные образовательные организации теперь обязаны предоставлять в электронном виде органам государственной власти субъектов РФ необходимые для ведения воинского учета сведения о гражданах, обучающихся в указанных организациях по очной форме обучения.
"Власть готовится к новой мобилизации, чтобы законодательство было готово в любой момент. Но решение о том, будет это, не будет, если будет, то когда, в каких объемах, будет принимать Владимир Путин. Готовятся, сейчас нормативная база создана. Другого мнения быть не может, — говорит в беседе с Накануне.RU политолог Павел Салин. — Это не значит, что 100% будет мобилизация, решение политическое по этому поводу".
Дарья Митина уверена – пока власть ни к чему не готовит, а само слово "мобилизация" вряд ли прозвучит ранее марта 2024 года, до выборов народ пугать не станут. Но если о чем-то не говорят, вовсе не значит, что этого чего-то нет, в стране продолжается вялотекущая мобилизация, и все об этом прекрасно знают.
"Она идет. Призываются резервисты, нет недостатка в добровольцах, еще не всех берут. Но в целом у нас ряды вооруженных сил РФ пополняются. У нас главная установка пока – народ не пугать, по крайней мере, до выборов в марте 2024 года. Не знаю, как с этим сочетаются репрессии и посадки, но это уже второй вопрос, — говорит Митина в беседе с Накануне.RU. — Здесь во многом вопрос позиционирования, если процесс будет идти так, как он идет, то и армия будет пополняться, и общество не будет лишний раз напрягаться и чего-то бояться".
Военный эксперт, полковник авиации в отставке Виктор Алкснис со своей стороны уверен, что именно грядущая новая мобилизация и стала причиной для принятия таких жестких мер, в беседе с Накануне.RU он говорит, что убежден – невзирая на все проблемы, связанные с практической реализацией этих законов, отношение к нему в обществе будет достаточно негативное.
"Но сегодня речь идет уже не просто о призыве в армию, а в определенной степени о судьбе России как государства, поскольку ситуация с каждым месяцем осложняется, и речь идет реально об угрозе военного поражения", — говорит Алкснис.
По мнению военного эксперта, Россия нуждается в большой кадровой армии, которая формируется в основном за счет призыва, потому что за счет контрактников такой армии не создать.
"Мы же видим по ситуации на Украине, что небольшая профессиональная армия, на которую делалась ставка, обеспечить задачу победы в этом конфликте не может. Поэтому и начали принимать жесткие меры. И я повторюсь, к горькому сожалению, на них придется идти, поскольку речь встает о судьбе нашего государства. И я не исключаю и новых мобилизаций, значительного увеличения численности нашей армии, а для этого принимаются соответствующие законы", – заключает эксперт.