"Армата" не у дел: почему Путин призвал наращивать производство Т-90М
Российским Вооруженным силам нужно больше танков Т-90М "Прорыв" и больше беспилотников типа "Ланцет" — об этом накануне заявил Владимир Путин на встрече с главой госкорпорации "Ростех" Сергеем Чемезовым. Более того, не так давно глава государства назвал Т-90М лучшим танком в мире, судя по тому, как он проявляет себя во время спецоперации на Украине. И действительно, результаты впечатляющие, но почему не ускоряется производство и выпуск Т-14 "Армата", которая некогда была в каждом новостном выпуске и не сходила с телеэкранов? Подробности — в материале Накануне.RU.
"Сейчас можно сказать, что Т-90 "Прорыв" — лучший танк в мире. Он как только на позицию выходит, все, там никому нечего делать. Дальше, точнее и защищенность выше", — сказал Владимир Путин на июньской встрече с военными корреспондентами. И отчасти президент, конечно, прав, так как спецоперация на Украине продемонстрировала всему миру не только качество и силу военной техники России, но и отважность и мастерство экипажей. Чего только стоит завирусившееся видео, как один российский танк разбивает колонну ВСУ из двух танков и шести бронеавтомобилей… Но обо всем по порядку.
Т-90М "Прорыв" стал результатом глубокой модернизации ранее создаваемых моделей Т-90 "Владимир", эта разработка производилась на УВЗ с начала 2010-х годов. В свою очередь Т-90 был попыткой взять лучшие инженерные решения от нескольких ранее создаваемых моделей — Т-64, Т-72 и Т-80. Последние два, кстати, все еще можно увидеть на поле боя в зоне СВО. За основу для Т-90 был взят Т-72Б и еще в 1989 году начались первые испытания.
Сейчас "Прорывов" не так много в рядах Вооруженных сил, поэтому президент и поручил увеличить их производство. Но действительно ли Т-90М является лучшим танком в мире?
"Вопрос стоит так, что они примерно все одинаковые. Т-90М — это гибрид существующих танков с лучшей системой управления огнем, лучшими ходовыми качествами, защитными характеристиками. Поэтому действительно, если взяли все лучшее для него, то и будет он лучше других", — объясняет в беседе с Накануне.RU бывший начальник главного штаба Сухопутных войск ВС РФ генерал Сергей Скоков.
И действительно, у Т-90М характеристики лучше, чем у его предшественников, а по некоторым параметрам он превосходит и зарубежных конкурентов. Например, вместо бронесистемы "Контакт-5" используется реактивная броня "Реликт", которая повышает уровень защиты и снижает пробивную способность подкалиберных пробивных снарядов. Новая пушка 2А46М-5, по сравнению со своей изначальной версией, стреляет дальше на 15-20% и снижает техническое рассеивание на 17-20%, а благодаря оптимизации геометрии ствола возросла жесткость трубы, что повысило ресурс и частично компенсировало деформацию от нагрева при интенсивной стрельбе. Дополняет огневую мощь дистанционно управляемая зенитная пулеметная установка и система противотанковых управляемых ракет (ПТУР). Особое внимание было уделено поиску целей для командира — для этого машина была оснащена новой башней с системой управления огнем "Калина", лазерным наведением и тепловизионным прицелом третьего поколения.
Кроме того, традиционно меньшая, чем у зарубежных конкурентов, масса машины и самый низкий силуэт делают танк более подвижным, маневренным и более сложным для наведения.
В сравнении же с "Абрамсами" или "Леопардами" последних модификаций можно сказать, что они все примерно на одном и том же уровне. Например, "Абрамсы" считаются более бронированными, но они в целом больше, более тяжелые и, несмотря на более мощный двигатель, менее маневренны. И в "Абрамсах", и в "Леопардах" необходимы 4 человека экипажа, так как один должен заряжать снаряды, в российском танке установлена самозаряжающая система, поэтому для полноценного управления и ведения огня нужны только три человека. Наконец, в Т-90М была улучшена безопасность экипажа от подрыва снарядов, так как они теперь более отделены.
Таким образом, даже западные издания типа National Interest признают, что "Абрамсы" и Т-90М "Прорыв" примерно одинаковы по характеристикам и, скорее всего, при столкновении двух машин победителем станет более опытный экипаж. Что касается "Леопардов", то ситуация похожа, но все же "Леопарды" несколько уступают Т-90М в боевых характеристиках и это касается только последних модификаций. Впрочем, есть один нюанс, или даже не один…
Во-первых, для получения преимущества на поле боя на СВО нужно как минимум большее количество танков, чем то, сколько их предоставила Германия и сколько собирается предоставить США. Во-вторых, нужны машины последних модификаций со всеми современными системами, но те же "Абрамсы" будут поставляться без некоторых современных систем, о чем недавно заявляли американские чиновники. Объяснили это просто "ускорением обучения", но все помнят историю с гаубицами М777, которые так же поставлялись без цифровых систем наведения. В итоге и гаубица, а потом и бронеавтомобиль "Брэдли" были захвачены практически невредимыми Вооруженными силами РФ и отправлены на изучение. Вероятно, по этой же причине "Абрамсы" будут поставляться в "урезанном" виде, что ослабит их в бою.
Также нужно помнить, что танки и советского производства, которые используются с обеих сторон, и российского производства имеют относительно небольшой вес — от 45 до 52 тонн. "Абрамсы" могут весить более 70 тонн, на что уже не рассчитано большинство украинских мостов, поэтому с этим тоже могут возникнуть проблемы. Что касается "Леопардов", то их последние модификации могут достигать 62,5 тонн, более ранние версии конца 90-х, начала 2000-х достигают 56-59 тонн. Наконец, новым машинам нужно обучить экипаж и провести тренировки, им нужно дополнительное обслуживание и те же "Абрамсы" потребляют больше топлива, поэтому дозаправки будут чаще.
"Качество танка определяется не только характеристиками отдельно взятой машины, но и способностью быть вписанным в систему вооружения, отвечать условиям боевых действий на конкретном театре боевых действий, и конечно, характеристиками, которые определяют способность поразить противника и выдержать его огонь. В совокупности эти три элемента и дают право Т-90М называться лучшим танком, во всяком случае для конкретных условий", — добавляет в беседе с Накануне.RU военный эксперт, научный сотрудник Центра изучения стратегического планирования ИМЭМО РАН Илья Крамник.
И вот еще одно важное отличие — почему Владимир Путин может сказать, что нужно наращивать производство Т-90М, а, например, Джо Байден нет? Илья Крамник объясняет: Т-90М может производиться серийно, в отличие от своих конкурентов — ни в Штатах, ни в Европе серийных танков нет, в Европе только малосерийное производство "Леопардов", в Штатах — лишь модернизация ранее выпущенных танков. При этом наш танк вписан в системы обслуживания, эксплуатации, боевой подготовки, а его характеристики достаточно хороши, чтобы суметь на поле боя поразить практически любую цель, и при этом он достаточно живуч, чтобы выдерживать обстрелы противника. И иногда танки выходят из боя с большим количеством попаданий.
"Все это в совокупности делает этот танк лучшим на сегодня", — резюмирует Крамник.
И это не говоря про кадры, облетевшие весь мир, где горят "Леопарды", "Брэдли", или один российский танк разбивает колонну бронетехники ВСУ, состоящую из двух танков и 6 бронемашин. Правда, там был не "Прорыв", а более ранние модели, но это лишь дополняет тезис о том, что на поле боя решающим оказывается не боевая мощь, а опытность экипажа. Но также было и видео, которое облетело даже международные телеграм-каналы, на нем Т-90М после нескольких прямых попаданий и подрывов на минах продолжил бой и наступление на опорный пункт ВСУ.
"Что касается иностранных танков, то у них другой класс — у них заряжающие системы другие, танки тяжелые. Поэтому сравнивать их немного некорректно. Пока наши "семьдесят вторые" (Т-72 — прим. ред.) их жгут, и это получается хорошо", — напоминает Сергей Скоков.
Но остается вопрос с Т-14 "Арматой" — танк с необитаемой башей (что значительно увеличивает шансы экипажа выжить при попадании), усиленной защитой и современными системами — почему не увеличить его производство? Эксперты объясняют — испытания еще не проведены до конца и форсировать их пока нет смысла: во-первых, испытания нужно проводить полноценно и правильно, а во-вторых, зачем, если сейчас на поле боя хватает Т-90М "Прорыв"?
"Когда начались боевые действия, оказалось, что проект [Т-14] не готов к масштабному производству, но у нас есть Т-90М, который превосходит все то, что Украина может выставить на поле боя сама или через союзников. И в этих условия форсировать производство "Арматы" тоже не имело бы особого смысла, потому что для нее тоже нужно создать дополнительную инфраструктуру, которая обеспечит ее применение. Пока, насколько известно, какие-то опыты с боевым применением танка нового поколения были, но это единичные экземпляры, которые ездили с испытателями, поэтому как строевую машину мы ее пока не увидим", — заключает Илья Крамник.