После пандемии ковида туберкулез перестал быть "болезнью бедных"
Роспотребнадзор сообщает, что за первые пять месяцев этого года детская заболеваемость туберкулезом в России выросла на 17%, а гепатитом — на 22%. С начала года туберкулез обнаружили у 704 детей до 14 лет, что на 17% больше, чем за аналогичный период 2022 года. За прошедшее полугодие также зафиксировали 398 случаев гепатита. Но эксперты в области медицины несогласны с мнением, что у нас случился какой-то шквал заболеваний, и рост статистики объясняют тем, что сейчас занялись ранним выявлением болезней у детей, начиная с младенчества. Но на то тоже есть причины — туберкулез после двух лет коронавируса перестал быть "болезнью бедных", иммунитет многих взрослых серьезно пострадал от лечения ковида, так что любой знакомый может оказаться носителем микобактерий, которые вызовут у ребенка туберкулез. Подробнее — в материале Накануне.RU.
Традиционно самыми благополучными по названным заболеваниям считаются Москва и Санкт-Петербург, Приволжский и Северо-западный федеральные округа, а вот неблагоприятная обстановка сохраняется на Дальнем Востоке, в Сибири и в Уральском федеральном округе.
В мире ежегодно от туберкулеза умирают 6-7 млн человек, это заболевание опасно, но неизлечимой болезнь не является. Самый действенный способ справиться с возможной эпидемией — профилактика и раннее выявление бактерий. Сегодня специалисты занимаются сбором информации по всем федеральным округам, проводят иммунодиагностику для выявления раннего туберкулеза, для этого на замену старому доброму тесту Манту пришел диаскинтест. Этот метод появился изначально в России, а затем стал применяться и во всем мире. Он помогает выявлять туберкулез раньше, чем тот начнет себя проявлять. Может быть, с этим связана такая быстро растущая статистика?
"Реакция Манту свое отжила, она часто давала ложноположительный результат, например, если человек уже переболел или был вакцинирован. Диаскинтест — более надежный способ, но он выявляет только бактерии, а если человек инфицирован — это не равно тому, что он болен", — говорит главный внештатный детский аллерголог-иммунолог минздрава Московской области, профессор, доктор медицинских наук Андрей Продеус.
"Это такой прорывной тест, который помогает нам не только рано выявить туберкулез, но и более специфически выявить его. Поэтому в этом году у нас нет смертей, поскольку мы рано выявляем, в прошлом году у нас умерли четыре ребенка, и у нас было восемь менингитов, в этом году пока всего три менингита", — соглашается доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник Национального медицинского исследовательского центра фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний Надежда Клевно.
Врачи считают, что заболеваемость туберкулезом, как среди взрослых, так и среди детей, стабильная. В прошлом году было выявлено чуть более двух тысяч заболевших до 7 лет и 1,5-1,6 тыс. среди подростков до 14 лет. В этом году Роспотребнадзор дает цифры, что выявлено 703 ребенка в возрасте от 0 до 14 лет, это примерно половина от того количества, которое ежегодно выявляют врачи. Эксперты считают, что к концу года повышения заболеваемости по сравнению с предыдущими годами не будет.
Но есть нюансы, которые повлияли на то, что к проблеме приходится относиться более серьезно. Туберкулез перестал быть "болезнью бедных", больше это не история про социальное неблагополучие, хотя в местах не столь отдаленных распространенность до сих пор очень велика. Но просто за последние годы это заболевание стало иметь постоянную прописку среди "нормальных", среднестатистических людей, говорят врачи. И виной тому пандемия коронавируса. Точнее — лечение от ковида.
"Во время ковида многие получали антицитокиновую терапию, многие получали иммуносупрессию для того, чтобы лечить острые формы цитокинового шторма. Коронавирус в этом отношении сдвинул ситуацию, к сожалению, открыл ворота для того, чтобы туберкулез стал проявляться у людей "благополучных". Это во всем мире так, не только в России. Не стоит думать, что если вы хорошо одеты и имеете стабильный доход, туберкулез вам не грозит", — говорит Андрей Продеус.
Но проблема в том, что взрослый человек может до старости жить с туберкулезом в скрытом виде, но, когда бактерии попадают воздушно-капельным путем к ребенку, тот может заболеть уже серьезно. С этого года в родильных домах ввели неонатальный скрининг, чтобы предупредить развитие туберкулеза у детей, так как сейчас очень много иммунодефицитных состояний у новорожденных.
"С этого года государство расширило количество заболеваний, на которые дети в роддоме проверяются, их сейчас 36 основных заболеваний вместо пяти, которые были в прошлом году. И в список этих состояний и заболеваний входят иммунодефицитные состояния, — подтверждает Андрей Продеус. — Сейчас такие инфекции, как туберкулез, выявляют еще до того, как они проявились клинически. Это то, на что государство решило инвестировать серьезное количество денег. Это приводит к снижению смертности, инвалидизации, что станет серьезным вкладом в состояние здоровья молодого поколения".
Так что возможность подхватить инфекцию есть у всех, просто дети — это особая группа риска. Профилактикой должна быть вакцинация, она хоть и не защищает от возможности заразиться, зато спасает от тяжелых форм туберкулеза у детей раннего возраста. Также на распространение болезни может влиять и рост количества пациентов с ВИЧ-инфекцией, так как ВИЧ и туберкулез "ходят под руку", говорят врачи. А туберкулез всегда был и будет самой распространенной инфекцией иммунной системы.
В период коронавирусной пандемии произошло резкое снижение наблюдений, во время самоизоляции не было возможности ни фтизиатрам, ни педиатрам добраться до исследований, среди детей не было должной диагностики на туберкулез. И уже в этом году ни один ребенок в России не умер от туберкулеза, говорит Продеус.
Что касается гепатита С, то сегодня и его научились выявлять лучше, раньше и быстрее, потому и "растет" статистика. Врачи успокаивают: лечить его сегодня тоже стали лучше, терапия бесплатная, а вакцинация в роддоме дает практически полную защиту от заболевания. Главный вопрос — считать ли заболевшим человека, который инфицирован и попал в статистику? Эксперты заверяют: присутствие микроба не равно болезни, и когда мы говорим о туберкулезе, инфицированность — это еще не болезнь.