"Превращение педагогики в “оказание услуг” — одна из самых страшных диверсий"
Народный артист России, пианист Даниил Крамер полагает, что превращение педагогики в оказание образовательных услуг — одна из самых страшных диверсий, совершенных на просторах нашей страны.
Музыкант высказался о роли педагога в жизни ученика во время встречи с филармоническим собранием Камышлова, которая состоялась в день 355-летия этого уральского города. Разговор зашел о том, как Крамер познакомился с музыкантом Леонидом Чижиком, чему у него научился.
"Сейчас идет расчеловечивание педагогики. Со мной занимались, а не оказывали услуги, поэтому, видимо, вы ходите на мои концерты. У меня были учителя, которые занимались не столько, сколько оплатили, а сколько надо, чтобы меня вырастить. Я ненавижу отсутствие выращивания ученика. Я буду доказывать это в Центральной музыкальной школе в Москве — что смогу вырастить группу учеников", — поделился тогда Даниил Крамер.
В интервью Накануне.RU он подробнее рассказал о том, что понимает под "расчеловечиванием педагогики", а также высказался о ЕГЭ и предложил меры по трансформации "продажи образовательных услуг" в нормальное получение знаний.
— В Камышлове на фестивале UralTerraJazz вы говорили, что педагог должен быть "играющим тренером", а сейчас идет "расчеловечивание педагогики", когда "оказывают услуги". Как вы считаете, что нужно менять? Может, следует взять что-то из советской системы образования?
— В советской системе образования было много хорошего, но было и достаточно плохого. Я не собираюсь говорить о возврате к ней в плане, например, идеологизирования педагогики, а этого было полно. Я до сих пор с ненавистью вспоминаю навязанные мне, музыканту, уроки по марксизму-ленинизму, которые мне совершенно не были нужны и отнимали у меня время и мозги. Хотя сейчас, уже в возрасте, кое-что из тогдашнего багажа приводит меня к экономическому пониманию того, что происходит. Да, я понимаю, что политика — концентрированная экономика, это понимание приходит, потому что советское образование было комплексным, универсальным. Насколько я знаю, несколько элитных колледжей Англии используют его элементы.
Что касается того, к чему мы пришли, могу сказать, что я — противник ЕГЭ, потому что тесты дают только варианты выбора, не давая возможности принять неожиданное, умное решение. Я бы никогда не сдал ЕГЭ, ни о каких 100 баллах речи бы не шло.
После школы я поступил в музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, как он тогда назывался, где меня учили, как учить детей. Поэтому я свой педагогический стаж отсчитываю с 1979 г., со второго курса института, когда у меня началась педагогическая практика. Ко мне тогда пришли первые ученики, и я не просто с ними занимался, а делал это под присмотром опытнейших педагогов, которые анализировали мои ошибки, методику преподавания. Поэтому я вышел из музыкально-педагогического института если не готовым педагогом, то учителем, готовым к росту.
Сейчас институт превратился в Российскую академию музыки имени Гнесиных. Насколько я знаю, педагогики там не осталось, есть только музыка, это неплохо. Кто у нас теперь обучает профессиональных музыкальных педагогов высокого класса, которые выходили из Гнесинки, я не знаю.
Что касается расчеловечивания педагогики, то оно происходит везде и повсеместно. Это либо невероятная глупость, либо откровенное предательство, либо и то, и другое. Что касается глупости, не уверен: не думаю, что в министерствах сидят глупцы. Убежден, это — предательство по отношению к стране, потому что страна начинается с учителя. Только с него, больше ни с кого. Меня несколько раз спрашивали, вы что, семью ставите на второе место? Я — да, потому что семья тоже воспитана учителями. Как воспитает учитель людей, такой и будут ментальная, бытовая, культурная сферы людей. Таким будет все. Все начинается с учителя.
Когда-то одна из основателей Израиля, премьер-министр этой страны Голда Мейер говорила, что для процветания государства самыми престижными и высокооплачиваемыми должны быть профессии учителя, врача и военного. Не топ-менеджер АвтоВАЗа или банка, а учитель, врач и военный, и учитель — прежде всего: от него зависит, какими будут наука, медицина, оборона.
— А еще Джону Кеннеди приписывают фразу, что СССР выиграл космическую гонку за школьной партой.
— А если вы посмотрите на табличку, расположенную на Стелленбосском университете (ЮАР), там сказано, что для гибели государства необязательно иметь какие-либо ракеты, достаточно разрешить коррупцию в учительской среде, ученикам — обманывать на экзаменах. Коррупция — гибель государства, это не подлежит обсуждению, мы видим, как она мешает всему, что происходит на свете. В том числе и педагогике — низкая зарплата педагога — прямой стимул к коррупции. И то, что у них — низкие зарплаты, я также считаю диверсией. На 15, 20, 30 тыс. руб., которые учитель получает в регионах, он что должен делать? Выживать?
Когда-то господин Медведев сказал о подработках, если хочешь заработать. Сделал он это, не имея понятия о том, что говорит. Просто ляпнул. Как сказал и о том, что "денег нет, но вы держитесь". Он не имел права об этом говорить, тем самым он признал банкротство государства. Вскоре после этих слов Медведева я давал дополнительный мастер-класс, мне его оплатили по государственной расценке. Поскольку я — народный артист, заплатили по высшей категории. Знаете, сколько я получил? 4,5 тыс. руб. Когда я написал об этом, на меня обрушилась волна — "я тут читаю лекцию по 400 руб.", "я читаю по 550 руб.", и я, честно говоря, притух, потому что мои 4,5 тыс. оказались просто гигантским подарком.
Я считаю происходящее с учителями в финансовом плане прямой диверсией, путем к разрушению страны, по которому мы успешно идем. Мы бьемся за высококвалифицированные рабочие места. А откуда они возьмутся, если средний возраст педагогов — 55+-65+? Молодые люди не хотят идти, а львиная доля тех, кто идет, скажем так, видимо, не самые талантливые, которые больше нигде себя найти не могут.
Представляете, сколько учеников проходит через одного педагога? Тысячи. А что будет, если он, педагог, плох? Несколько лет назад звонили мне из Калининграда. Журналисты попросили прокомментировать слова, сказанные учителем на первом уроке 1 сентября: "С сегодняшнего дня вы — не дети, а социальные элементы". Что я должен был комментировать? Что это — не учитель, а вредитель? То, что гнать отовсюду надо с такими взглядами? Возникает вопрос: кто ее воспитал, сколько детей пройдут через такого учителя, которые вырастут не как люди, а как социальные элементы?
Это было несколько лет назад, тогда я еще не сформулировал для себя постулат "расчеловечивания педагогики". Но сейчас, в связи с клиповым мышлением, бездумным копированием западной ментальной и педагогической систем, мы получили общество профессиональных потребителей. Это сыграло и свою роль в отношении к педагогике. Что в такой системе надо? Почаще продать, чтобы был больше оборот, чтобы продавец убедил, что товар хороший, чтобы покупатель пришел снова и потратил деньги. Такой подход очень быстро убивает педагогику. Нам придется бороться с целыми поколениями тех, кто вырос в таком бездушном менталитете.
— Какие явления работают на формирование такого менталитета, к чему мы идем?
— Придется перевоспитывать поколения, выросшие на сплошной попсе, которая захватывает только верхние ассоциативные ряды человеческой души, а в глубину не лезет. У человека отмирает все, что не работает. Это касается и души. Если душа не работает, она атрофируется. Сначала целые регионы вырастают на "Владимирском централе", потом мы удивляемся, что возникает движение "АУЕ" (запрещено в РФ и признано экстремистским), в котором — десятки тысяч детей, если не сотни, и не понимающие, что происходит. Совет Федерации запрещает это движение. Называется, щуку бросили в реку. Эти дети хотят в тюрьму, они так выросли, для них тюрьма — часть "карьеры", они после нее получают "авторитет". Вместо того, чтобы менять тип культуры, педагогики, воспитание просто запретили. Потрясающе.
Надо менять финансовую систему оплату педагогов, медиков. Менять соцзащиту педагога. Сейчас любой ребенок может на уроке встать и сказать: "Вы мне двойку поставили. Я сейчас пойду к директору и скажу, что вы хотели меня изнасиловать, и все мои друзья это подтвердят". Что должен делать учитель? А ничего, он социально не защищен. Я выступаю за то, чтобы полностью была изменена финансовая и социальная система. Нужно менять тип грантовой системы поощрения школ. Сейчас она основывается якобы на достижениях школ. Что делает школа? Чтобы завоевать гранты, из учебного процесса вырывают наиболее талантливых педагогов и учеников. С ними работают над выигрышными программами, чтобы они ездили по конкурсам и завоевывали гранты, а та школа, которая занимается нормальным, точным, правильным учебным процессом, остается без денег. Такую систему надо полностью ликвидировать.
Следует также убрать поборы с родителей. Любые. В виде благотворительных взносов, тайные, явные. Все это — коррупционные схемы. Государство с помощью бедности делает это возможным.
Еще один пример — маленькие пенсии, что также является диверсией. 40% населения России — те или иные пенсионеры. Почему маленькая пенсия — диверсия? Молодые люди смотрят на то, как они будут жить, выйдя на пенсию, и понимают, что жить они так не хотят. В итоге — отток мозгов и генов, что является предательством. Кроме того, покупательная способность пенсионеров равна нулю. А согласно исследованиям, пожилые люди могут быть самой покупательной частью населения. Это — огромный стимул промышленности.
У меня сложилось твердое убеждение, что есть ярко выраженная часть чиновников на ведущих местах, которые занимаются прямым предательством. Они не передают врагам сведения, нет. Они делают это в игре "в долгую". Восстанавливать наши культуру, образование, убирать менталитет профессионального потребителя — не год, не 10, не 20 лет. А убрать то, что мы получили в результате демографических оттоков, это, наверное, даже не 100 лет, а больше. И расчеловечивание педагогики, с которого мы начали, является частью комплексного вредительства. И это страшно.
Следует создать серию общественных педсоветов на федеральном и местном уровнях, состоящих из практиков. Они должны иметь решающее влияние, а не Министерство образования, с которым у педагогов нет обратной связи. Не хватает тех, кто контролировал бы квалификацию чиновников Минобразования, обратную связь с педагогами.
Превращение педагогики в продажу услуг — одна из самых страшных диверсий, совершенных на просторах нашей великолепной страны. Патриот — не тот, кто кричит "Ура, страна", а хирург: видишь недостаток — оперируешь или говоришь об этом, чтобы хоть кто-то услышал, формируя по этому поводу общественное мнение.