"Первая советская школа": сталинские учебники, традиционное воспитание и новые методики
"Первая советская школа" открывает двери ученикам с 1 по 3 класс в Екатеринбурге. Здесь ребята будут обучаться по проверенным временем и доказавшим свое превосходство советским учебникам — начиная со сталинских и заканчивая более поздними. Парадоксально, что для возрождения советской школы пришлось открыть частную. Но такое учреждение — это не только "старые" учебники, выпущенные заново, но и выкупленные и адаптированные образовательные программы, возвращение традиций воспитания и еще кое-что новенькое. Подробнее — в материале Накануне.RU.
Как появилась идея
История "Первой советской семейной школы" началась с того, как опытный педагог Светлана Пестерева сама повела сына в первый класс. И до этого состояние нынешней образовательной системы вызывало у нее вопросы, но когда дело коснулось лично ее, пришлось погрузиться в изучение школьных пособий с головой. Может быть, и другие родители видят некоторые странности современных учебников — часто возникают ситуации, когда не то, что ребенок не может разобраться в заданиях, но и вся семья ломает голову над задачкой.
"Я уже смотрела с профессиональной точки зрения и понимала — по этим учебникам нельзя учиться, — говорит Светлана Пестерева в беседе с Накануне.RU. — Так у нас с коллегой Марией Верещагиной и появилась идея создать свою школу, вернуть понятные и правильные советские учебники, чтобы не только обучить, но и воспитать детей".
О превосходстве советской системы образования в последние годы говорилось не один раз, особенно когда начало подрастать так называемое "поколение ЕГЭ". Падение общего уровня обучения отмечали различные эксперты на самом высоком уровне, в то же время в пользу советского образования говорят достижения того времени. При этом часто вспоминают слова Дж. Кеннеди о том, что США проиграли гонку в космосе Советскому Союзу за школьной партой.
Интересно, что созданная в СССР система, впитавшая также и лучшие традиции элитарного дореволюционного образования, стала образцом для многих зарубежных именно частных, закрытых школ, где воспитывают элиту. Не мудрено, что и у нас возвращение советской системы происходит через формат частной семейной школы?
Основатель "Первой советской школы" Светлана Пестерева соглашается, что именно в те времена появилось множество ученых, космонавтов, литераторов, а плоды современного обучения не радуют: спросишь, кто такой Ленин? — не знают, думают, что диджей. А кто такой Гагарин? — опять молчание. Но дело даже не в эрудиции, а в основе, которая закладывается в младших классах.
"Возьмите современный учебник по русскому языку Граника. Там нет ни одного письменного упражнения. Вообще нет письменных упражнений. Как это возможно? Задания в стиле "прочитайте текст, скажите, что вы чувствуете", грубо говоря. И все — следующее упражнение", — рассказывает Пестерева.
Советские методики
Театр начинается с вешалки, а школа — с учебника. Потому главной компонентой образования в новой школе стали старые советские методики. Сегодня основатели учреждения адаптируют советскую систему в лучших традициях, с применением новых подходов к ученикам — например, тот самый индивидуальный подход. Организовать его нетрудно, ведь в семейной школе нет переполненных классов — до десяти учеников на одного учителя.
Не менее важный, порой забытый сегодня элемент образования — личность учителя. Здесь педагоги абсолютно свободны от бича современной школы — многочисленных отчетов. Нам напоминают, что учитель — это творец, у которого должны гореть глаза, он сам должен быть наполнен жаждой узнать новое не меньше, чем ученики. Так что идеальный учитель для "советской школы" не должен быть загнан, как лошадь, проверками, бумагами и постоянной отчетностью.
Почему же выбор пал на советские учебники? В школе главный приоритет — знания, важно, чтобы каждый ребенок получил достойное образование, говорит Пестерева. А то, что в сталинском учебнике дается в емкой форме, выделено в рамочку и подано просто, в современных учебниках "растянуто" на несколько страниц. На опыте Пестерева заметила, что дети после изучения современных учебников не могут понять, где само правило, а следовательно, не могут быстро повторить его. Так она пришла к выводу, что подача информации на несколько страниц плохо усваивается в этом возрасте.
"Так называемые "советские" пособия, 1980-х — начала 90-х годов, это очень хорошие учебники, — говорит Пестерева. — Хорошие, потому что они простые для понимания, это главное. Здесь и родители могут помочь, им будет все понятно, так как хорошо сформулировано, главные моменты выделены в рамки. А вот учебники для второго класса построены таким образом, что их ребенок может уже самостоятельно прочитать и понять правила, может сам закреплять знания. Самый лучший учебник для меня — советский учебник под авторством Закожурниковой".
Еще один момент, на который обращают внимание — в советских пособиях цветные, но не броские реалистичные картинки, над созданием которых совместно с авторами работали художники Академии Художеств СССР. Разве могут они сравниться с тем, что есть у детей сегодня? Открываешь современный учебник — большеформатный, с огромными полями, каждая страница пестрит цветными картинками. Согласятся ли современные дети перейти на "советский" после всей этой цыганщины?
В школе есть и классическая "советская" доска
"Это очень мешает ребенку воспринимать текст, — считает Пестерева. — Чем проще, тем лучше, мы это уже поняли на опыте. Пришел мальчик ко мне учиться, я предложила ему именно "советские" учебники, и он сказал маме, что ему удобнее пользоваться этим учебником, картинки не отвлекают, и это сами дети говорят, устами младенца глаголит истина".
Советское воспитание
Учебники советского периода 80-х годов — это не только понятный и доступный материал, удобное восприятие и простота. Что особо пугает критиков новой школы, там много идеологии, морали, воспитания, того, что современная школа отвергает. И действительно, произвольно открываем "советский" учебник и вот реалистичная цветная картинка, как мальчик подает руку упавшей старушке, рядом простой текст, поясняющий, что пожилым нужно помогать.
"Там есть, конечно, про советскую власть, на таких моментах мы не делаем акцента, но все равно мы объясняем, что такое колхоз, что такое совхоз, если детям непонятно, это же история, просто факты. В политику не углубляемся. А вот моральный аспект — это очень важно. Сейчас воспитательную функцию из образования изъяли, мне этого не хватает, — говорит Светлана Пестерева. — Мне нужно, чтобы моего ребенка где-то пожурили, если он напроказничал. Большинство родителей сейчас не даст журить ребенка, с такими мы и не работаем. У нас часто спрашивают: каковы условия поступления в нашу школу? Пошла информация, что мы отбираем каких-то гениев по тестам и обеспечиваем продвинутое образование для одаренных детей. А в чем заслуга тогда ваша? — говорят нам. Нет, мы берем учеников с любым изначальным уровнем, но прежде всего мы знакомимся с семьей, подходит ли им система воспитания".
Основательницы школы Светлана Пестерева и Мария Верещагина
Отбор подразумевает то, что родители должны быть готовы к тому, что их детей будут не только обучать, но и воспитывать. Воспитание идет по советской схеме: авторитет учителя, труд, ответственность за порядок на своей парте, в своем шкафчике и в классе, поясняют в школе. Особых надежд, что младшеклассники смогут отдраить все до блеска, у основателей нет, в школе есть технический персонал, здесь важно другое: труд — необходим для воспитания полноценного человека.
"Чтобы не обидеть ребят, только когда они уходят, у нас приходит уборщица и моет пол. Мы не эксплуатируем детей, это часть воспитания, проверенного многими поколениями. Ребенок должен уметь все, и это часть образовательного процесса, социализации, мы готовим к жизни с ее порой крутыми поворотами", — говорят в школе.
Также в классе стоят уникальные разноуровневые парты, которые подстраиваются под рост каждого ученика, о пользе использования которых нам поведала Мария Верещагина. В планах обязательные санитарные минутки — забытые в современной школе "перерывы" на считалочки: "Мы писали, мы писали, наши пальчики устали", будет и гимнастика для глаз. Что касается отдыха — перемены здесь не по пять минут, ведь за это время ребенок не то, что не успеет "побегать", а даже не сможет подготовиться к следующему уроку, считают в школе, потому перерыв — 15 минут всегда. Есть и физкультура, хореография, планируют сдавать нормы ГТО для младших классов.
Учителя особо отмечают, что в школе запрещены гаджеты, при входе в класс с утра дети сдают свои телефоны, чтобы ничего не отвлекало от учебы и от возможности воспринимать реальный мир. Все создано с заботой о здоровье учеников, поясняют такие меры в "Первой советской семейной школе".
Китайский опыт
При составлении программ в учреждении вспомнили о колоссальной пользе каллиграфии для развития не только мелкой моторики, но и интеллектуальных способностей. Дети даже на подготовительных курсах, то есть с шести лет, получают в руки перо и чернила. Они еще не умеют писать, но учатся на различных элементах, что называется "тонким перышком в тетрадь" — и им это очень нравится. Начинают с бамбуковых палочек, которые срезаются под определенным углом, в специальные расщелины закрепляют чернила, в шесть лет ученики начинают писать.
"И у них отлично получается, пишут они образцово, это загляденье", — демонстрирует работы учеников Светлана Пестерева.
После палочек, кругляшков, рыбок и птичек дети переходят к освоению китайских иероглифов, а в азиатских странах это не только "грамота", но и искусство, доступное не каждому взрослому. Преподает китайский профессиональный лингвист, носитель языка. Опережая вопросы — английский здесь тоже не забывают. В советских школах чернилами писали только в сталинское время, потом произошел быстрый переход на автоматические ручки. Так что это современная разработка, подсмотренная у китайцев и японцев, признается Светлана Пестерева.
Советские программы
Образовательные программы в "Первой советской семейной школе" составляют на основе оригинальных советских работ.
"Во-первых, я нашла все программы еще тех времен, — рассказывает Светлана Пестерева, — по всей России искала, покупала. Во-вторых, сейчас на базе этих программ мы создаем новые. Мы рады, что у нас гораздо больше сторонников [нежели критиков], которые дают нам поддержку и уверенность, что мы на правильном пути, что дело, которым мы занимаемся, приносит пользу обществу, молодому поколению. У нас есть сторонники и в Санкт-Петербурге, по всей стране, которые также убеждены в том, что
придет то время, когда большинство осознают необходимость в крепком фундаментальном образовании в нашей стране, таком же сильном, как в советское время. И как говорил Маяковский: ведь, если звезды зажигают — значит, это кому-нибудь нужно. А также мы берем все лучшее из современных образовательных методик, то есть создаем новое, но на более прочной и понятной основе советского образования".
И, согласно советским программам, вопреки появившейся практике не оценивать учеников — в "Первой советской семейной школе" есть оценки. Светлана Пестерева ссылается на опыт работы с детьми. "А, наклейка, ну, давайте", — лениво подают тетрадь. Для них эти символы ничего не значат, их никто не хочет добиваться, нет мотивирующей альтернативы — получить "два". Конечно, мы бережем психику младшеклассников, рассказывают в школе, стараемся ограничиваться "5-ками", "4-ками" и в крайнем случае ставим "3" или "3 с минусом". Зато как радуются дети, получая "отлично".
"Один раз было, когда я поставила "двойку", — делится Светлана Пестерева. — И мы это обсудили с учеником. Была ситуация, когда каждый ученик должен был подготовиться, что-то принести для одного общего проекта, для модели. Мальчик не сделал свою работу, то есть подвел весь коллектив. И я говорю: "Что-то же я должна тебе поставить?" Он сам все понял, он сам это чувствовал, сказал, что он всех подвел, это стало для него уроком. И не только для него, но и для всех окружающих. Нет цели забить самооценку до плинтуса, просто объективно оценки необходимы всем — и детям, и взрослым тоже".
Начальный курс в учреждении проходят за три года, затем дети аттестуются в среднеобразовательной школе, и, как показывает опыт с учениками, которые уже получали образование по советским учебникам, с тестами ребята справляются очень быстро и заканчивают работу за 15 минут из отведенных 40. Именно такие успехи и послужили толчком для создания не отдельных "семейных" классов, а целой школы, пока начальной, которая открыла свои двери для детей 1 сентября в Екатеринбурге.