По "энергодержаве" ударил дефицит автомобильного топлива и новый рост цен на него
В регионах России продолжает стремительно дорожать автомобильное топливо. На юге страны ажиотажный спрос уже спровоцировал дефицит ГСМ, что поставило под удар уборочную кампанию, но эксперты прогнозируют осложнения не только в АПК, но и во всех сферах, где так или иначе задействован автомобильный транспорт, что негативно скажется на потребительских ценах в общем, включая продукты питания. Подробности — в материале Накануне.RU.
По данным Росстата, автомобильный бензин с конца прошлого года подорожал на 6,62%. Самое дешевое топливо марки АИ-92 во многих регионах пробило планку в 50 рублей за литр. Чуть менее быстро, по данным ведомства, растет дизельное топливо: совокупный индекс за 2023 год достиг 2,73%. А по неофициальным оценкам, общий рост цен составил порядка 10% всего за несколько недель, и где-то солярка стоит дороже высокооктанового бензина. Повышение стоимости горючего связывают с переизбытком других нефтепродуктов, производство которых неотделимо от бензина и дизтоплива, как, например, мазут, и отсутствием спроса на него.
Динамичный рост цен начал сказываться на стратегически важных отраслях. Так, в южных регионах России уже создался дефицит топлива, что только подогрело повышение стоимости и поставило под угрозу уборочную кампанию. Ситуация обострилась настолько, что с официальным заявлением по этой проблеме пришлось выступить губернатору Ставрополья Владимиру Владимирову. Глава региона заверил, что сделал все необходимые запросы, по которым будет проведена проверка. Сейчас дефицит топлива в крае оценивается примерно в 10%, а основной его причиной власти назвали логистические проблемы в период отпусков, хотя, как ни странно, в прошлые годы такой тенденции не наблюдалось.
К прочему, дефицит отмечался в Самарской, Ростовской, Волгоградской и Рязанской областях, Крыму, Краснодарском крае, Калмыкии. Стоимость же топлива растет во всех регионах. Участники рынка отмечают, что рассматривать скачок цен в разрезе всего года — нерепрезентативно, так как вся динамика пришлась на последние 2-3 месяца. А если темпы не замедлятся до конца года, при худшем сценарии мы сможем констатировать годовой прирост в 20%. По словам промышленного эксперта Леонида Хазанова, последствия таких ценовых скачков ощутит на себе не только сельское хозяйство, но и все другие отрасли, где так или иначе задействован автомобильный транспорт.
"В первую очередь, это муниципальный общественный транспорт. Доходы предприятий формируются за счет регулируемой платы за проезд и дотируются из бюджета. Естественно, удар почувствуют грузоперевозчики, особенно, работающие на протяженных маршрутах. Здесь последствия ощутят на себе все, так как это коснется и перевозки продуктов питания. Также проблемы возникнут у "скорой помощи" и муниципального ЖКХ. Так как это бюджетные сферы, регионам придется изыскивать дополнительные деньги, что проблематично в условиях дефицитной казны", — отметил собеседник Накануне.RU.
Эксперты обращают внимание, что дефицит топлива складывается по всей стране даже при существенном сокращении экспорта сырой нефти. По оценкам аналитика Анатолия Несмияна, переработка "черного золота" в России позволяет на выходе получить около 20% бензинов, 30-35% дизтоплива, еще столько же мазута и по 5% авиационного керосина и различных масел. При этом производство разных фракций неотделимо друг от друга: нельзя производить только бензин, не получая при этом мазут.
"Все эти фракции нужно куда-то девать после переработки — пускать в промышленность, использовать внутри страны или отправлять на экспорт. Что произойдет, если начнутся сбои? Если, к примеру, резко упадет экспорт мазута, который внутри страны девать некуда? Хранилища заполнятся, и переработка прекратится, так как новый мазут девать некуда. И если сейчас упал экспорт мазута, то логика подводит к выводу: переработка вынужденно сокращает прием нефти, так как возникает проблема: куда девать избыток мазута? Здесь-то и возникает проблема с производством бензинов и дизельного топлива, которая дополнительно усугубляет общую обстановку, связанную с развалом логистики, начавшемся при "повороте на Восток"", — отмечает Анатолий Несмиян.
Проще говоря, возник вопрос о том, куда девать продукты нефтепереработки — не только дизель и бензин, что в свою очередь вызвало сокращение общего производства в нефтепереработке и дефицит бензина в "энергетической сверхдержаве", поясняет экс-депутат Госдумы Олег Шеин. "Планировщиков советского Госплана оторопь бы взяла от подобной практики разрушения собственной экономики", — добавляет он.
И даже уже налаженные коридоры поставок в ту же Азию начинают сужаться из-за коллапса логистики. Железная дорога не справляется с длинным транспортным плечом, в том числе, из-за нехватки подвижного состава. Морской транспортной системы также не хватает, а строительство новых мощностей потребует много времени.
"Начинаются сбои по всем направлениям, они накапливаются, а количественное накопление негативных эффектов рано или поздно даст качественный скачок.
В данный момент этот скачок проявляется в нарастающем дефиците топлива внутри страны, что неизбежно даст отложенный эффект в других отраслях — в аграрной, к примеру. Пока запас устойчивости не исчерпан до конца, но если так бездарно его расходовать налево и направо, то несложно представить, что в итоге можем получить", — резюмирует Анатолий Несмиян.
В свою очередь, в Минэнерго РФ не наблюдают причин для дефицита топлива, несмотря на прямые заявления региональных глав и рядовых жителей. По данным ведомства, уровень производства нефтепродуктов на заводах полностью обеспечивает текущий спрос с учетом переориентации части экспорта бензина и дизтоплива на внутренний рынок. Так, в статистике министерства отмечается, что выпуск автомобильного бензина составляет 117,4 тыс. тонн в сутки и соответствует среднему уровню августа 2021-2022 года. Производство дизтоплива оценивается в 232,0 тыс. тонн в сутки, что почти на 10% выше уровня августа предыдущих лет.
Но, судя по всему, в Минэнерго просто не желают замечать очевидного. Как ранее сообщало Накануне.RU, эксперты считают, что с ростом цен на топливо на потребителей по сути перекладывают проблему дефицита бюджета, который к августу 2023 года достиг 2,81 триллиона рублей, или 1,8 % ВВП, при плановом уровне в 2,9 триллиона рублей на весь год.
"Яхты океанские 145-метровые заходят в порт Владивостока, но это во власти никого не колышет. То есть люди давно уже потеряли счет деньгам. Но восполнять дефицит будем мы с вами. Мы с вами, потому что рост цен на нефтепродукты, в первую очередь на бензин, ляжет на наши плечи. Потому что у них вариантов не будет. Им [нефтяникам] же надо будет вкладывать инвестиции, технологии в разработку новых месторождений, иначе как", — отмечал ранее в беседе с Накануне.RU экономист Никита Кричевский.
При этом, растущие цены не помешали нефтяникам претендовать на демпферные выплаты из бюджета, которые только в августе оцениваются в 200 млрд руб.