Суд признал наличие "полицейской волокиты" в деле ветерана МВД, обнаружившего у себя ВИЧ после операции
Ветеран МВД из Екатеринбурга Виктор Горсков (работал в системе ГУФСИН) вместе с супругой Светланой смогли добиться в суде отмены постановлений ОП №7 и прокуратуры Октябрьского района города об отказе в возбуждении уголовного дела после заражения пенсионера ВИЧ, предположительно, в ЦГКБ №1. Полиция и прокуратура настаивали, что оснований для уголовного производства нет, однако чета уральцев утверждает, что правоохранители нарочно создают волокиту, подводя к сроку давности.
История пенсионера Виктора Горскова, который в 2020 году экстренно попал в ЦГКБ №1 на операцию на желчных протоках, а после обнаружил у себя COVID-19, ВИЧ и гепатит С, поразила общественность. Недавно уральский пенсионер также стал первым человеком в России, кто смог доказать в суде вину больницы в заражении пациента коронавирусом.
Горсковы считают, что один из их адвокатов, возможно, умышленно допускал ошибки в оформлении документов, делал работу не полностью и действовал не в интересах своих клиентов.
А кто клиент?
"Когда следователь не появлялась в суде, адвокат должен был подать ходатайство о переносе заседания, но он этого не делал. Все жалобы на решение суда, все обращения писала я. Когда он написал жалобу в суд первой инстанции, он перепутал статьи, из-за чего нам в суде отказали в удовлетворении жалобы. Он адвокат со стажем, бывший следователь по особо важным делам! Он уже третий год работает с нами, но даже содержания наших документов не знает, а потом и вовсе отказался их мне отдавать", — рассказывает Светлана.
После победы в деле по коронавирусу, в очереди остались разбирательства по ВИЧ и гепатиту С. Но даже при наличии ДНК-теста, доказывающего причастность одного из пациентов больницы к заражению Горскова и указывающего на вероятную халатность работников ЦГКБ №1, возбуждать уголовное дело не спешат. Как утверждает Светлана, из материалов пропала доказательная база, изменяются показатели процентов соотношения ДНК, а новый следователь ОП №7 мало чем отличается от прежнего, не спешащего с расследованием.
По словам Горсковой, после очередного заседания адвокат пропал почти на 1,5 недели, несмотря на то, что сроки подачи апелляционной жалобы уже подступали. Когда же Светлана пришла к нему с собственноручно написанной жалобой сделать корректировку, адвокат сказал, что ее обычного обращения в суд хватит и ему необязательно что-то добавлять — "Светлана знакома лучше со своим делом".
Екатеринбурженка была возмущена таким отношением к работе, за которую еще и заплатила. Когда же речь зашла о возврате 10 тыс. рублей, адвокат сразу заявил Горсковой, что деньги не вернет, что дело им не выиграть, потому что якобы в противном случае "полетит много голов".
"Адвокат встал на сторону моих врагов. Мне какая разница, кого там накажут — у меня муж умирает! Кто ему (адвокату) деньги заплатил? Я сама составила апелляцию на 1,5 страницы, но нужны же еще основания, статьи — я в этом не разбираюсь, а он просто рассмеялся мне в лицо. Сказал: "Че вы хотите, с этой системой бороться? Им "оттуда" позвонили, нам не дадут возбудить уголовное дело". Я спросила, со всеми ли клиентами он так поступает? Он язвительно ответил: "Да". Он отказался вернуть деньги и отдавать мои документы, сказал писать на него жалобу и снова рассмеялся. Я вышла из его офиса и расплакалась. Мне было так обидно, так больно", — рассказывает Светлана Горскова.
Чудо, которого не ждали
На помощь пришла Наталья Липаткина — юрист Горсковых, доказавшая вину ЦГКБ №1 в заражении пенсионера COVID-19. Несмотря на специализацию по гражданским делам, она нашла сразу 25 оснований по уголовным, чтобы признать постановление недействительным, расширив апелляцию до пяти страниц.
Словно по волшебству, через два дня на работу к Светлане пришла давняя клиентка, она через третьих лиц свела Горсковых с московским адвокатом, который заинтересовался резонансным делом.
"Новый адвокат был в шоке. Спросил, причем здесь участковый и ОП №7, если дело в компетенции СКР? Куда в расследовании делся гепатит С? Почему адвокат и бывший следак не увидел такие грубейшие ошибки? А потом узнал, что тот адвокат заключил со мной договор, но после оплаты не выдал квитанции. Оказывается, он с квитанции должен выплачивать гильдии процент, а, получается, он все себе в карман забирал. Новый адвокат сказал, что я смогу обратиться с жалобой в гильдию и вернуть свои деньги и документы, что я и сделала", — добавила Горскова.
Новый адвокат также помог составить дополнение к апелляционной жалобе, чтобы раз и навсегда покончить с судебным процессом по этой теме. Ознакомившись лишь с частью документов, адвокат добавил еще восемь оснований, при этом не взяв с Горсковых ни рубля. Уже через несколько дней Светлане позвонил прежний защитник, попросив номер карты для возврата оплаты и найти время, чтобы забрать документы.
Настал день суда
На процесс супружеская чета Горсковых пришла вместе, предупредив суд об отказе от адвоката. Светлана также рассказала, почему в ОП №7 и прокуратуре ранее отказывались возбуждать уголовное дело.
"Второй следователь ОП №7, которая должна была в следственном материале восстановить все отсутствующие документы и возбудить уголовное дело, продолжала бездействовать и вела следствие в другую сторону. Она просто перепечатывала в своих постановлениях об отказе в возбуждении уголовного дела постановление прошлого следователя, который, как было доказано, умышлено создавал волокиту. В тех постановлениях были необоснованные исправления соотношения ДНК с 99,51% на 97%, а 97% — это уже не доказательство, что Виктора заразили в больнице. Была искажена и формулировка результата ДНК. Бывший следователь предоставила судмедэкспертам не оригиналы, а уже исправленные документы, и спустя 8 месяцев экспертизы сам Виктор стал источником заражения ВИЧ! Новый же следователь ничего с этим делать не стала", — рассказала Горскова.
4 августа 2023 года в апелляционной инстанции Свердловского областного суда состоялся очередной процесс. Судья согласилась, что материалы дела находятся в безобразном состоянии, напоминая запутанный сценарий: события не соответствуют хронологии, много исправлений от руки, отсутствуют важные для следствия документы, во внимание принят только один из двух вирусов (только ВИЧ), проверочные материалы были проведены не в полном объеме необоснованно и незаконно.
Спустя 1,5 часа решение было вынесено в пользу Горсковых. Теперь материалы доследственной проверки должны рассматривать заново с учетом восстановления всех утраченных документов, но уже в СКР. С таким требованием супруги обратились в Главное следственное управление.
"Мы поломали три постановления: первой инстанции, следователя и прокуратуры благодаря 33 основаниям. Если бы я подала апелляцию так же, как написал первый адвокат, мы бы суд не выиграли. Вероятно, это все было сделано умышлено — он встал на сторону следователей, системы", — добавила Светлана.
В середине сентября от ГСУ должен прийти ответ о передаче материалов дела в СКР. Пока же Виктор Горсков отказался от приема пожизненных препаратов в знак протеста против затягивания в возбуждении дела.