Кадровый голод не тетка
Феноменально низкая безработица перерождается в сильнейший кадровый голод у нас на глазах, официально зарегистрированных безработных стало меньше на 27%, и это только по статистике, в Госдуме уже говорят о растущем дефиците кадров, а работодатели давно бьют в набат: особый голод в кадрах наблюдается в сфере ВПК, машиностроении, металлообработке, что вполне логично для страны, которая второй год пытается играть в импортозамещение. Но при этом чувствовать недостаток в сотрудниках начинают уже и другие отрасли, в том числе бюджетные — первичное звено здравоохранения, образование, а также в "Авито-Работе" говорят про востребованность в маркетинге, пиаре и даже СММ, с развитием высоких технологий появилось много вакансий в области робототехники, IT. Кадров нет, но вы держитесь? Подробнее — в материале Накануне.RU.
Нулевая безработица или кадровый голод прежде всего образовался в промышленности, где активно взялись за импортозамещение. Но были и другие причины сокращения рабочей силы — здесь и мобилизация с последующим контрактным предложением на службу, которую выбирают многие, и релокация молодых квалифицированных кадров, как обратная сторона монеты, которая обошлась нам так дорого в плане нехватки белых и синих воротничков. Подвели и мигранты, на которых рассчитывают государство и бизнес, когда дело касается не слишком квалифицированных работ — из-за падения рубля многие решили поехать искать счастья дальше.
Если же копать глубже — виной всему демографическая яма 1990-х и повышенная смертность с 2020 года. Сегодня чиновники наотрез отказываются признать, что упрощение для приема на работу подростков сделано из-за нехороших прогнозов о том, куда приведет этот кадровый голод, но вполне спокойно признают, что программы переобучения для пенсионеров призваны вернуть на работу тех, кто уже не видел развития карьеры дальше приусадебных участков. Переобучение на дефицитные специальности позволило привлечь необходимых специалистов в 39 регионах на 122 предприятия оборонно-промышленного комплекса, говорит член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб:
"И все-таки у нас остаются огромные проблемы. Финансовому блоку нужно как можно быстрее отказаться от препонов, которые они единственные оставляют для пенсионеров. Мы не можем решить даже на уровне законодателя проблему достойной оплаты труда для работающих пенсионеров. А ведь завтра они нам всем понадобятся, они нужны нам уже сегодня как наставники. Потому что те отрасли промышленности, которые возрождаются на фоне СВО, которые нужны России, которые гарантируют стране победу, они требуют восстановления на работе как раз тех, кто ушел на пенсию".
Но многие возвращаться не хотят в условиях, когда не производится индексации пенсии, говорит Бессараб, или когда пенсионер продолжает работать, но не зарабатывает достойное увеличение пенсии в течение года: "Мы знаем, что работающий пенсионер может заработать три пенсионных балла, в отличие от высокооплачиваемого россиянина трудоспособного возраста, который может заработать 10 баллов пенсионных".
При этом, президент России дал поручение правительству РФ рассмотреть возможность достойного увеличения фиксированной выплаты страховой пенсии для работающих пенсионеров, если они продолжают работать в период, когда они уже достигли пенсионного возраста.
Эксперты отмечают, что с кадровым голодом растут и зарплаты, теперь приближенно к рынку, но не к фантазиям молодого поколения, которое не спешит бросаться на рабочие должности, и здесь проблема не столько экономическая, сколько идеологическая. Мы воспитывали поколение, которое не хочет пачкать руки, но зарабатывать стремится много и сразу.
Что делать? Переобучать? Интересно, что и работодатели не стремятся брать подростков по упрощенной схеме — сейчас, по крайней мере, не нужно согласие органов опеки для того, чтобы детей устраивали на работу. Что же выбирают для работы те, чьи родители выбирали "Пепси"? Как мы писали ранее, сейчас даже дипломированные молодые специалисты идут в доставку — курьеры имеют свободный график и неплохую зарплату. Согласно исследованию сервиса "Яндекс-Доставка", 40% курьеров имеют высшее и неоконченное высшее образование. В большинстве случаев люди используют эту работу в качестве временного заработка. Работают в другой отрасли параллельно с курьерством 43% опрошенных, а каждый пятый совмещает подработку с учебой.
То есть работа от звонка до звонка на заводе — не самый востребованный вариант для молодежи. Что же делать, ведь кадры нужны именно там?
Пока эксперты видят выход в обучающих программах, адаптированных под нужды работодателей. Вспомнили и про целевое обучение взамен той системы, что была в советские годы и обеспечивала производство кадрами бесперебойно. Сейчас ссылаются на западный опыт, мол, там дается кредит на образование, который нужно выплачивать следующие 20 лет, а значит, и работать. У нас же студент должен только хорошо учиться, отчитываться об успехах и затем работать по выбранной специальности "в благодарность" за годы учебы.
"Наверное, можно еще выделить целевые договоры, сейчас мы и упростили, и в то же время сделали более прозрачным взаимодействие между работодателями, обучающимися и непосредственно образовательными организациями, компании уже видят, каких специалистов им будет не хватать через три-четыре, через пять лет, и они готовы обучать себе квалифицированные кадры, причем обучать с практикой на этом предприятии, сегодня работодатель может предоставить студенту дополнительные социальные гарантии: например, повышенную стипендию, гарантированное место трудоустройства, часто оплату жилья, например, по месту обучения, образовательная организация гарантирует качественную подготовку специалиста", — говорит депутат Госдумы Светлана Бессараб.
Что может предложить частник, который не участвует в таких программах? Пока речь идет о повышении предложений по зарплатам, как говорит руководитель категории "Рабочие и линейные профессии" компании "Авито-Работа" Александр Сампетов — предложение растет. Также наблюдается повышение престижа рабочих профессий и средне-профессионального образования. Эксперт отмечает готовность государства и государственных структур работать напрямую с бизнесом — промышленные предприятия, которые при содействии и трансформации служб занятости в достаточном, хотя бы необходимом количестве наняли себе сотрудников, чтобы расширять производственные мощности. А работодатели расширяют возрастные границы, по которым они готовы нанимать сотрудников, сегодня они готовы даже вкладываться в профессиональное образование, нанимая людей без опыта работы в конкретных областях.
Экономист Никита Кричевский в своем телеграм-канале анализирует ситуацию с кадровым голодом:
"Что интересно, представив дежурные факторы, которые сейчас сможет озвучить даже старшеклассник, они начинают по-иждивенчески что-то требовать от государства (федералов и регионалов). Притом, что абсолютное большинство предприятий — частные. В советские времена мастеров с предприятий целенаправленно направляли в ПТУ и техникумы, дабы они участвовали в подготовке специалистов среднего звена. Теперь же свобода и либеральство — государство, что достало своим регулированием и непомерным налогообложением, должно подготовить для бизнеса кадры. Что ты, лично ты, дорогой собственник, сделал для решения кадровой проблемы на своем предприятии? Аа, онлайн-курсы открыл. Ну и как, помогло?"
Ладно, рабочие профессии, которым можно обучиться в короткие сроки, что важнее, кадровый голод образовался и в сфере микроэлектроники, робототехники, ПО — то есть требуются высококвалифицированные сотрудники, которых так быстро не переучишь. Поражает изумление государства текущим положением дел, названные причины кадрового голода лишь ускорили давно идущий естественный процесс, вполне гармонично сочетавшийся со всем курсом экономики и политики последних лет, об этом сначала говорили, потом кричали эксперты со страниц и нашего издания. Поздно ли пить "Боржоми" в такой ситуации, покажет время, но, как говорится, перепрыгнуть пропасть в два прыжка невозможно, а есть ли надежда на один огромный скачок, который совершил СССР во время индустриализации?