Поле чудес
Airbus A-320 экстренно сел на поле в Новосибирской области, причиной произошедшего могли стать проблемы с гидравликой. На борту находилось 159 пассажиров, в том числе 23 ребенка. Второй раз "чудо на поле" совершили те же "Уральские авиалинии". Почему подвела техника, чем отличается сегодняшнее чудо от посадки на кукурузном поле в 2019 году?
Россия — это страна чудес, вот в какой стране живем замечательной. Но я бы не стал сравнивать сегодняшнее происшествие с "чудом на кукурузном поле", хоть это тоже были "Уральские авиалинии" и такой же самолет. Там причина была совсем другая, все уже ясно, все расследовано, выводы сделаны. Влетела стая чаек, что заставило двигатели прекратить работу, самолет потерял тягу со всеми вытекающими последствиями. И плюс произошло чудо, что оказалось под самолетом кукурузное поле, чудо, что самолет не ударился при посадке, не врезался в дерево, а ведь место было единственным для посадки, выбора не было — так что чудо. В данном случае ситуация другая, здесь дело в технике.
Комиссия приступила к работе, и через день-два мы с вами будем иметь полную, объективную, развернутую картину произошедшего. Самолет цел, пожара не было, "черные ящики" тоже целы, экипаж жив, разговоры с диспетчером записаны на диктофон. Показания экипажа при опросе раскроют картину до конца. Но пока мне как профессионалу картина не очень понятна. Почему самолет, летя в Омск, не произвел там посадку? Ведь он долетел до Омска, спустился до высоты круга 600 м с 10 тыс. Уже видел взлетно-посадочную полосу Омска и не произвел там посадку. Вот это для меня загадка. Этим займется комиссия и раскроет для нас тайну этого обстоятельства.
Почему экипаж принял решение идти на запасной аэродром в Новосибирск? Пойти на запасной аэродром — конечно, стандартное, грамотное решение командира корабля. По всем международным и нашим авиационным правилам, перед тем, как вылетаешь, составляется флай-план и заранее определяется запасной аэродром. Туда летят по разным причинам, иногда из-за метеоусловий, из-за состояния ВПП. Из расчета того, сколько лететь еще от предполагаемого места посадки до запасного аэродрома, заливается и керосин.
Командир корабля решил идти до запасного аэродрома, это ясно из радиообмена ввиду отказа гидросистемы. Гидросистема управляет многими компонентами самолета: и уборкой шасси, и тормозами, и передней стойкой, и многим другим. Это очень сложная и важная система любого воздушного судна. Командир отчитался об отказе гидросистемы — падении давления до нуля, жидкость начала систему покидать, командир сообщил, что он не сможет срулить с ВПП, потому что передняя стойка неуправляема. Ну и не надо, не надо сруливать, надо было садиться, тягач подъехал бы и самолет оттащил на перрон, это обычное дело для аэропортов.
Но командир принял решение уходить на запасной аэродром, запросил погоду, дали ему великолепную погоду, и он вдруг произвел посадку в 180 км от Новосибирска. Это комиссия должна расследовать, почему командир корабля принял решение уходить на запасной аэродром, а он должен был тогда принимать решение, когда он был уверен, что у него достаточно топлива. Почему же он пошел в поле? Комиссия должна разобраться в этом.
Сел в поле и сделал это великолепно, судя по снимкам, самолет можно восстановить. Целенький самолет, крылья, пожара не было, вот, что важно. Все живы, здоровы, 153 пассажира, в том числе и 23 ребенка. Это самое важное. Что же касается восстановления лайнера — это будет непросто в тех условиях, что мы находимся. Может, Airbus сделает джентльменское предложение починить его с помощью оригинальных компонентов, но это только надежды. Нужно смотреть, сколько самолету лет, какой у него ресурс, если ресурс небольшой, то и восстанавливать не стоит. Хотя с этим у нас сейчас тоже проблема, выбирать не приходится. Известно, что перевозчики с помощью средств из ФНБ планируют выкупать старые иностранные самолеты из лизинга. Но для этих же самолетов нужны будут запчасти и комплектующие, которые нам не поставляют.
То, что у в самолете отказала гидравлическая система — уже звоночек нехороший. Надо смотреть, как она ремонтировалась, как поддерживалась летная годность. Потому что гидравлическая система очень надежна, она редко отказывает, ведь она управляет очень многим в самолете. Более того, в этом самолете две гидросистемы: основная и резервная, и если отказала основная, то должна подключиться резервная. Вот почему она не подключилась — это вопрос.
А коренной вопрос — почему мы вообще выкупаем иностранные суда? Дело вот в чем, до 1990 года мы были великой авиационной и самолетостроительной державой, нам аплодировал весь мир. В нашем том большом "Аэрофлоте" было 15 тыс. летательных аппаратов и ни одного западного.
Ни одного!
Мы летали на своих самолетах по всему миру и летали в каждую деревню. В 1991 году после выступления Гайдара, который ни разу не пилот и не инженер по образованию, вообще непонятно кто, правительство приняло определенные решения, после которых возникли вопросы: а как быть с нашим самолетостроением? Он ответил и тем самым заложил программу разрушения всей индустрии, которая привела нас сегодня в эту катастрофическую ситуацию, он сказал, что договорился с "Боингом" и тот нам даст любое количество самолетов.
"Запад нам поможет" — вот эта формула нас всех и погубила.
Политика разрушения государственного самолетостроения поставленные задачи выполнила, ее адепты стали миллиардерами и сейчас смываются за рубеж, вся эта вшивота известна по именам, все их знают. Сейчас наша страна на четвертом десятке лет поняла, что наделали ошибок в свое время. Планируется возрождать свое самолетостроение, правительством составлена обширная и мощная программа, указано и количество самолетов, которое нужно воспроизвести к 2030 году, и типы самолетов. Но до сих пор ни одна намеченная программа по самолетостроению за 30 лет не была выполнена, и если выполнят эту — будет большой сюрприз и удача.
Пример: поставлен план выпустить тысячу с лишним самолетов до 2030 года, но на тысячу самолетов нужно две тысячи авиадвигателей. А сегодня нет ни одного авиадвигателя у нас, пока не сертифицирован ни один ПД. Авиадвигатель — это изделие сложнее всего самолета. Всего один пункт перечеркивает всю программу до 2030 года. А комплектующих еще многие тысячи, если не миллионы, и на коленках их не сделать, нужны заводы, цеха с современным оборудованием, станками, электроникой и так далее. Со станками была такая же политика — "Запад нам поможет" и парк утерян. И самое главное — нужны не "эффективные менеджеры", которые сегодня отчитываются перед президентом и мелькают по ТВ, а золотые руки рабочих, техников, инженеров, конструкторов. И что еще вызывает сомнения по поводу успешности возрождения самолетостроения — у руля сегодня почти те же люди, что занимались умышленным его разрушением. Так что выполнение программы станет большим сюрпризом. Рано или поздно западные самолеты исчерпают свои ресурсы и нам вообще будет не на чем летать.
А пока ждем сюрпризов, приходится совершать чудеса.
Бывший замминистра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот Олег Смирнов для Накануне.RU