30 Декабря 2024
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

ВЭФ: а что мы имеем вспомнить, как говорят в Одессе?

10 лет назад Путин объявил Дальний Восток приоритетом на весь XXI век

Еще до старта Восточного экономического форума у меня была мысль сделать материал об итогах развития Дальнего Востока. Так как в этом году ровно десять лет с того момента, как президент страны Владимир Путин объявил Дальний Восток приоритетом на весь XXI век.

Логично посмотреть — а каковы результаты десятилетия. Что получилось, а что нет у команды полпреда Юрия Трутнева. Ведь, увы, но люди как уезжали с Дальнего Востока, так и продолжают это делать. Взамен прибывают мигранты, за счет коих статистика еще хоть как-то держится.

Аспектов и задач по развитию Дальнего Востока, безусловно, множество. Но чтобы не растекаться в море фактов, решила посмотреть только два направления.

  • Первое. В своем выступлении Владимир Путин сказал, что "в наших планах — связать между собой газопроводы "Сила Сибири" и "Сахалин—Хабаровск—Владивосток", а затем включить их в единую систему газоснабжения страны. То есть решить, по сути, не побоюсь этого слова, историческую для нашей страны, глобальную задачу — интегрировать в одно целое газотранспортные сети запада и востока Российской Федерации".

Стоит напомнить, что еще в начале 2000-х годов президент принимал самое живое, самое действенное участие в разработке Восточной газовой программы. И, как говорят очевидцы, владел тематикой на зубок. Спустя почти 20 лет глава государства снова говорит о той же самой задаче — о строительстве четырех газовых центров на Дальнем Востоке (Сахалинского центра добычи газа, затем Якутского, после этого Иркутского, и в завершение — Эвенкийского). Эти центры должны были быть связаны единым магистральным газопроводом с подключением Иркутского центра, Якутского, а затем и Сахалинского в Хабаровске. А от Иркутского центра на запад планировалось проложить газопровод, который соединял бы объекты Восточной газовой программы с Единой системой газоснабжения. Параллельно должна была пойти масштабная газификация регионов Дальнего Востока.

газификация, газопровод, газ, вентиль(2022)|Фото: пресс-служба правительства Новосибирской области

Значит, актуальность задачи не снята, стратегически вопрос не решен. Кстати, активным инициатором всей Восточной газовой программы являлась еще два десятилетия назад именно Якутия. Именно Якутия была инициатором совещаний, разрабатывала планы, действовала, двигала вопрос. Специалистами не раз было озвучено, что нужна программа развития нефтегазодобычи в целом для всего Дальнего Востока, ведь одновременное вовлечение в разработку нефтяных и газовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока и строительство трубопроводной инфраструктуры позволят создать на востоке страны единую сеть промышленных центров по добыче, транспортировке и переработке нефти и природного газа. С одной стороны, это приведёт к ощутимым переменам в экономике, социальной жизни большинства субъектов Федерации нашего региона. С другой — станет серьёзной основой для расширения рынков сбыта в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и важным инструментом в решении геополитических вопросов.

И именно Якутия натурально "бодалась" с "Газпромом" и даже вроде бы тогда победила в давнем диспуте. Так как "Газпром" (топ-менеджмент компании) в 2000-ые практически не хотел брать в расчет якутское Чаяндинское нефтегазоконденсатное месторождение, предполагая разрабатывать его позже всех. И что было бы теперь, когда так остро, так необходимо потребовался разворот на Восток?

Однако далее "Газпром" фактически "забыл" про Восточную газовую программу, которую, мягко говоря, не торопились воплощать в реальность. "Газпром" эту программу, по сути, свел к банальному экспорту газа в Китай. Газификацией Дальнего Востока в компании особо не заморачивались. Вот и получилось — Дальний Восток сидит на газе, а люди, здесь живущие, топят свои жилища дровами и углем. И как тогда удержать людей, чтобы они жили именно на дальневосточной земле?!

миллер алексей борисович председатель правления оао газпром(2013)|Фото: Накануне.ru

Жесткая реальность заставила снова вспомнить про Восточную газовую программу. И спустя "многолетия" задачи, планы, стратегии подаются как нечто новое. В чем не поспоришь, что задачи эти действительно исторические. Только начать решать их надо было десятилетие назад!

  • И второе. Президент особое внимание уделил модернизации БАМа и Транссиба. Ну, еще бы! Теперь, в условиях санкций и необходимости поставки грузов за рубеж по этим магистралям, поставщики чуть ли не дерутся между собой, кто первый повезет. Мощностей БАМа и ТРАНССИБа категорически не хватает. А когда недавно произошёл размыв железнодорожного полотна в Бурятии, так глава республики Алексей Цыденов чуть ли не криком кричал, во сколько встанут эти убытки. То есть все за голову сейчас хватаются. Новые железнодорожные линии нужны как воздух. Без них буквально рушатся все планы. А что мы имеем вспомнить, как говорят в Одессе?

А то, как господин Трутнев на совещании по развитию Дальнего Востока, которое проходило в Якутске 1 сентября 2014 года, заявил, что деньги из программ модернизации БАМа и ТРАНССИБа нужно снять (годика на три) и направить их… на реализацию инвестиционных проектов на Дальнем Востоке. Цитата того времени:

"Владимир Владимирович, мы не можем сейчас ждать три года развития Дальнего Востока, мы просто не выполним поставленные Вами задачи и утратим абсолютно историческую перспективу развития Дальнего Востока и сотрудничество с окружающими странами".

Улавливаете ход мысли? То есть, команда Трутнева, чтобы "раскрутить" так называемые инвестиционные проекты, видимо, более близкие по какой-то причине, предлагал снять финансы с модернизации железных дорог. Без комментариев, как говорится. Судите об уровне стратегического мышления, планирования и понимания ситуации сами...

железная дорога переезд рельсы путь(2008)|Фото: Накануне.ru

На том совещании в Якутске в 2014 даже произошла самая настоящая, простите за жаргон, "заруба". Потому что тогда зампред Совета Федерации Вячеслав Штыров выступил категорически против такого инновационного предложения.

"Я считаю, это неправильное решение. Из 18 проектов, которые необходимо реализовать, по меньшей мере семь проектов находятся под угрозой того, что даже если для них будет создана локальная инфраструктура, то слабость в опорной инфраструктуре не позволит им реализоваться. Опорная инфраструктура на Дальнем Востоке — магистральные железные дороги, магистральные автомобильные дороги, магистральные линии электропередачи, которые создают общенациональные каркасные сети, — это святое, с них ни копейки нельзя брать. Поэтому этот источник финансирования неверен", — настаивал Штыров.

Далее было так:

В.ПУТИН: Владимир Иванович, подговорили Штырова, да?

В.ЯКУНИН: Его подговоришь.

В.ПУТИН: Нет? Да-да.

В.ЯКУНИН: Можно?

В.ПУТИН: Пожалуйста.

И Владимир Якунин, бывший тогда главой "РЖД", изложил свое видение — почему снимать деньги с модернизации БАМа и ТРАНССИБа нельзя. Увы, но, тем не менее, несмотря на мнение президента, модернизация БАМа и ТРАНССИБа по факту шла черепашьими темпами.

Владимир Путин на ВЭФ-2023(2023)|Фото: kremlin.ru

Два небольших примера — маленьких, но таких показательных, ярких, можно даже сказать, классических для современной России.

Хотя и тогда, и сейчас, вроде бы, всем совершенно очевидно — развитие такой огромной страны, как и развитие отдельных макрорегионов, того же Дальнего Востока, это большая и очень сложная задача, решить которую можно только комплексно, только с помощью общей стратегии, плана, где должно быть учтено все. От создания и развития территориально-производственных комплексов до обустройства дворов. Ну, не работают, не работают у нас отдельные меры, это же очевидно и ребенку!

Нужна мощнейшая концентрация ресурсов — людских, умственных, финансовых, организационных. И полпредству на Дальнем Востоке, просто очевидно, необходимо стать координатором этой работы. Пока, судя по реальным результатам, как-то получается не очень хорошо. Но в современных условиях альтернативы ускоренного развития Дальнего Востока просто нет!

Юлия Орлова


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС