Зачем Минстрой готовит новый "Похоронный кодекс"
Закон о похоронном деле был принят в 1996 году, и общественники не раз хотели его "похоронить" и принять новый, за дело брались в ФАС, отдельные депутаты, но вот уже 15 лет устаревшие правила изменить никто не может. А закон безнадежно устарел, говорят авторы новой инициативы. Сейчас Минстрой предпринял попытку подготовить к первому чтению законопроект о похоронном деле, ведь есть президентское поручение, которое надо выполнять — кладбища начали оцифровывать, чтобы создать единый реестр, это первый шаг к наведению порядка. Следующий шаг — введение в правовое поле частных похоронных бюро, кладбищ и крематориев с возможностью лишать их лицензии в случае многократных нарушений правил. Подробнее о проблемах и возможных решениях — в материале Накануне.RU.
Закон от 1996 года плох по разным причинам, по мнению участников рынка, он не учитывает современные реалии, например, там еще имеются такие архаизмы, как тезис о том, что оказывать похоронные услуги могут только муниципальные государственные предприятия. Но это давно не так. Например, в России до 80% крематориев — частные. Есть и частные кладбища, от этого официальные цифры Росстата не состыковываются с оценками экспертов отрасли — никто не знает, сколько именно у нас мест захоронений.
"Теперь посмотрим, что мы имеем по цифрам, вообще очень смешная ситуация, — говорит президент Ассоциации крематориев России Алексей Сулоев, — у нас на сегодняшний день числится кладбищ по данным Минстроя — всего-навсего 82 тыс., по данным экспертов по землепользованию — 180 тыс., по данным Союза похоронных организаций и крематориев (СПОК) числится 600 тыс. кладбищ, то есть не учтено от 100 тыс. до 500 тыс. кладбищ. Их просто нет нигде в природе. Но они есть. У нас давно есть частные кладбища — и неофициально, и официально. Это ни у кого не вызывало никаких проблем, некоторые боятся, что частные разрушат и все — ничего не разрушается. Но с них налоги не платят, все работают "в черную", документов никаких не выдают — хоронили близкого сегодня там, а завтра ничего не докажешь".
Смертельные гонки
Сколько именно "поставщиков" услуг, тоже неясно. От этой путаницы большой разлет в ценах, как говорят про стоимость похорон "под ключ" — выше только небо. Без цифровизации, без инвентаризации мы не сможем навести порядок, никто не знает, кто хоронит, сколько. Нужно закон вносить или мы еще 15 лет будем обсуждать, сетует эксперт. Когда будет создан реестр, то сразу можно будет увидеть и цену, нельзя будет брать больше средней, и стоимость снизится. После создания единого реестра бюро, агентов и представителей ритуальных услуг рынок должен измениться, люди смогут сравнивать стоимость и выбирать то, что подходит. Но, видимо, поэтому закон так долго и не могут принять? Сулоев говорит, что после наведения порядка с ритуальными услугами будет, как с любыми другими — если в одном условном магазине вам цены не нравятся, вы просто идете в другой, и конкуренция станет честной, вполне рыночной.
В то же время автор законопроекта, который был отложен, депутат Госдумы РФ Светлана Разворотнева делала ставку на то, чтобы государством был определен минимум, и чтобы абсолютно любой человек мог получить бесплатную услугу по погребению в рамках минимального перечня: "Мы довольно активно обсуждали этот законопроект и на площадке общественного совета, на площадке Общественной палаты, сейчас Правительство вносит законопроект, после первого чтения обязательно будем собирать профессиональное сообщество, вычищать эти детали".
Пока же ситуация драматическая: реестр должны были создать уже к 1 сентября, но до сих пор ясности нет. Есть туманные представления, почему — весь рынок имеет 90 млрд руб., по данным Росстата на 2022 года, а независимые эксперты оценивают его в 260-360 млрд руб. И на этом рынке царят порядки из 90-х, например, процветает продажа личной информации коррумпированными муниципальными служащими и отсутствие наказания за такую деятельность. Во всем мире ушлые агенты узнавали о смерти в чьей-то семье через врачей или полицейских, но приняли меры — в той же Франции установили штраф в 100 тыс. евро и пять лет тюрьмы за передачу информации третьим лицам.
У нас же, как говорит Сулоев, тот же полицейский, который продал информацию, должен сам свое преступление и расследовать: "Если его ловят — хорошо, если его увольняют, но чаще всего он платит штраф 5-10 тыс. руб., а за сообщение о смерти он получил 20 тыс. руб. Он все равно в плюсе остается. Когда я разговаривал с большими начальниками, они отвечают — какой смысл нам проводить целую операцию, мы ее проведем, но ничего не выявим, это же сегодня имеет массовый характер. Это касается каждого, эта "оплата за услугу информирования" включается в счет, который выставит вам эта ритуальная служба за проведение всех процедур".
Светлана Разворотнева, которая готовила законопроект о регулировании похоронной сферы, еще до Минстроя, учитывала и этот момент. По ее словам, документ, который вносит Минстрой в осеннюю сессию, во многом повторяет разработанный ею, и это не может не радовать:
"Сейчас у нас разглашение персональных данных и сотрудниками медучреждений, и другими уполномоченными специалистами — это частая история, очень часто на родственников в тяжелый момент смерти близкого обрушиваются сонмы похоронных агентов. Закон будет запрещать контакт с организатором похорон до момента их обращения в эту организацию. Большой фундаментальный закон, я очень надеюсь, что нынешняя попытка увенчается успехом, если этот законопроект поступит в осеннюю сессию, то вполне вероятно, что до весенней мы его примем"а.
"Выше только небо"
Рады ли будут этому поставщики ритуальных услуг? Вряд ли, конечно, но и они выступают за то, что закон нужно обновить, тем более в сегодняшних условиях, когда рынок меняется сам по себе и не в лучшую сторону. Убрать лишних конкурентов — всегда хорошая идея. Антон Авдеев, член комиссии по профессиональной квалификации по похоронному делу Национального совета при президенте РФ по профессиональным квалификациям затрудняется назвать среднюю стоимость похорон "под ключ", но указывает на то, что денег у населения все меньше:
"Как говорят у нас про цену на ритуальные услуги — "выше только небо". Деятельность символическая, не несущая характер практической целесообразности, это ритуал, сколько люди могут дать — столько и дают. Проблема в другом — в том, что "сколько могут дать" все меньше, накоплений у людей не остается. Все меньше и меньше. И сложная инфраструктура похоронки перестала окупаться, та инфраструктура, что создавалась с 90-х годов. У нее, у населения не хватает ресурсов. Нам придется менять всю систему финансирования, не стоит забывать, что "потребителем" является все общество. Туристам деньги дали, а почему в традиционные ценности не дают? Не окупается все".
Есть экономическое правило, что если у вас растет потребительский спрос, то конкуренция ведет к положительным результатам, а если покупательская способность падает, то конкуренция приводит к тому, что начинают изнашиваться основные фонды, говорит эксперт. "Мы это и видим на территории нашей страны, во многих местах эти фонды муниципальные банкротятся. А у участников в борьбе этой конкуренции начинают гореть магазины, все уничтожают капитал конкурента. Тут надо очень четко понимать, за счет какого источника улучшение качества услуг, номенклатуры и товара будет продолжать развиваться", — говорит Антон Авдеев.
В нормативах пока царит "феодальная раздробленность" — каждый регион решает ритуальные дела по-своему, о необходимом федеральном законе говорят все участники рынка, но депутаты пытаются избегать "нехорошей" темы, замечает Разворотнева, ссылаясь на свой опыт попытки создания закона — мутную и темную повестку стараются обойти стороной вот уже 15 лет. Тем более, закон повлечет за собой поправки в бюджет, подключится Минфин, а это всегда чревато. Создать законопроект пытались и в ФАС, урегулировать ситуацию с помощью законопроекта пытались и отдельные депутаты, но инициатива "зависала" на разных этапах, сегодня близкий законопроект подготовлен Правительством. В законе все моменты должны быть конкретизированы, чтобы больше не возникало широкого поля для злоупотреблений на разных уровнях.
Подача документов должна осуществляться через Госуслуги, а запутанная система сбора документов осуществляться по принципу "одного окна", тогда надобность в агентах, которые дерут с населения за услуги "под ключ" снизятся. Должен появиться юридически закрепленный федеральный орган, который отвечал бы за такую большую социальную сферу, как похоронное дело, пока же министерства перебрасывают обязанности друг на друга, а комитеты — от комитета по делам ветеранов до ЖКХ — так и не распределили между собой, к кому и по каким вопросам нужно обращаться. Участники рынка же надеются, что в их сфере появится возможность государственно-частного партнерства и спасение от разорения в тяжелое финансовое для населения время забрезжит, как свет в конце туннеля. Надежда, конечно, умирает последней, а "похоронный кодекс" за последние 15 лет хоронили не раз, посмотрим, как пройдет законопроект от Минстроя.