Уральский АПК не справляется с ценами на дизель: фермерам по-прежнему не хватает денег на топливо
Аграрии Свердловской области прогнозируют сильный рост стоимости на свою продукцию в следующем году. По словам самих растениеводов, отрасль подкосил взрывной рост цен на дизельное топливо и запчасти. И если урожай все-таки удастся собрать в полной мере, то маржинальность бизнеса резко упала и в некоторых случаях приобрела отрицательные значения. Помимо повсеместного роста цен на расходные материалы, на рынке все еще сохраняется профицит продукции, перешедший с прошлого года. Некоторые хозяйства не находят ресурсов для послеуборочной подготовки полей к следующей посевной кампании. Подробности — в материале Накануне.RU.
Подготовка к посевной кампании 2024 года в Свердловской области оказалась на грани срыва. Аграриям не хватает средств на покупку горючего и запчастей для сельхозтехники. Как рассказали Накануне.RU в одном из фермерских кооперативов региона, к концу уборочной компании был зафиксирован катастрофический рост цен на дизтопливо — вплоть до 30%.
"Поимо дизеля, в связи с ростом курса валют выросли цены на запчасти, плюс большие сроки ожидания поставок. Все это закономерно приведет к удорожанию конечной продукции. Убирать зерно, безусловно, необходимо, но о высокой маржинальности можно забыть. Сохраняется профицит с переходящим остатком с 2022 года — на фуражное зерно и ячмень и при росте себестоимости цена на рынке из-за этого не растет. Мы ожидаем положительной динамики по пшенице 3-кл, так как в связи с дождями на юге страны урожайность там не очень высокая. Также вышеприведенные факторы скажутся и на себестоимости в следующем году — это связано с послеуборочной подготовкой полей к следующей посевной кампании", — пояснил собеседник издания.
В министерстве сельского хозяйства России в конце сентября заявляли, что топливо в ряде регионов страны подорожало за лето почти на 50%. И если в среднем цены на топливо увеличились с середины июля по середину сентября 2023 года на 27%, то в некоторых регионах рост оказался сильнее, в том числе, в Свердловской области — плюс 47%.
По оценкам фермеров, только скачок стоимости ГСМ выразится примерно в 20-процентном росте себестоимости конечной продукции.
Ситуация уже обострилась настолько, что отдельные предприятия заявили о неспособности обрабатывать землю к следующей посевной. В частности, такие риски озвучил председатель талицкого СПК "Семья" Сергей Пыжьянов. По его словам, проблема заключается не только в стоимости ГСМ, но и их физической доступности: "топливо не найти". Те же фермеры, кто заранее заключил долгосрочные договоры поставки, получили свои деньги назад. В связи с этим кооператив не намерен вспахивать поля для работы в следующем году.
Недавно власти объявили, что аграриям Среднего Урала снизили стоимость дизельного топлива, необходимого для завершения уборочной кампании, и 25 сентября на уступки пошел основной поставщик Свердловской области — "Газпромнефть-региональные продажи". Однако каким было это снижение, так почему-то и не озвучено — вероятно, оно оказалось весьма и весьма символическим, да и произошло это под самый конец уборочной кампании, когда основные топливные расходы фермеры уже понесли.
"Учитывая, что уборочные работы на полях региона уже проведены на 70%, для завершения их в полном объеме аграриям Среднего Урала необходимо еще порядка 2,5 тысячи тонн дизельного топлива, а его запас на Среднем Урале сформирован в объеме 3,2 тысячи тонн. Сейчас цена на топливо стабилизировалась, и мы ожидаем, что она продолжит снижаться", — комментировала ситуацию министр агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области Анна Кузнецова.
И в свердловском правительстве назвали еще один фактор, который нанес удар по региональному агрпорому. Ранняя весна и теплая погода позволили земледельцам в 2023 году приступить к полевым работам примерно на две недели раньше, чем в прошлом году. Однако в дальнейшем аномально жаркая погода и отсутствие осадков в мае и июне негативно сказались на росте и развитии сельскохозяйственных культур. В связи с этим был введен режим чрезвычайной ситуации в 42 муниципалитетах, где посевы понесли ущерб из-за засухи. Особенно из-за недостатка влаги в почве пострадали зерновые и кормовые культуры.
Председатель фермерского хозяйства в Сысерти Алексей Бондарев добавил, что критичная ситуация складывается не только в растениеводстве, но и в других сферах сельского хозяйства. Рост цен на ГСМ затронул также производство и переработку молока.
"Действительно, сейчас стоимость дизеля немного снизили, но этого недостаточно. Сейчас всем потребуется зимняя солярка, которая опять будет дороже. Помимо этого, необходимо еще закупать удобрения, запчасти. На наш взгляд, для АПК необходимо ввести жесткое регулирование цен на основные расходные материалы. На уровне Госдумы обсуждается возможность снижения акцизов. Нам важно, чтобы цена на них росла не быстрее официальной инфляции", — подытожил Алексей Бондарев.