"Я улетаю на большом воздушном шаре": фильм о Конюхове бьет рекорды по сборам в прокате
Фильм Игоря Волошина "Повелитель ветра" с Федором Бондарчуком в главной роли об одиночном кругосветном путешествии Федора Конюхова на воздушном шаре возглавил прокат в РФ и СНГ по итогам первых выходных. Хотелось бы обойтись без банальностей, но иначе никак, ведь это картина о силе духа, о том, что человек способен на большее, чем думают другие и порой он сам. Когда от великих открытий прошлого осталась лишь ностальгия, еще находятся люди, которыми движет неукротимая страсть быть выше, ездить дальше и как можно быстрее. Как говорится в знаменитом меме про Конюхова — а чего дома сидеть? Подробнее — в рецензии Накануне.RU.
Если говорить о плюсах фильма, то это невероятная картинка, которая может пробрать до костей жаждой странствий даже самого заядлого домоседа. Шикарные виды непаханых полей, кудрявых облаков, над которыми парит огромный сюрреалистичный воздушный шар, как иллюстрация мира стимпанка. За сказочным фасадом — сюжет, а именно тяжелый труд, борьба — с собой, стихией, спонсорами, близкими, и ежеминутная опасность, о которой многие и не подозревают, слушая новости об очередных удачных "турпоходах" Конюхова. Создатели ленты говорят, что им пришлось даже убрать большую часть приключений Конюхова, которые произошли за эти 11 дней одиночного полета — для сюжета перебор.
Интересно, что работали над картиной при участии самого героя, а также его семьи — сценарий создавали по историям из книг, которые Конюхов пишет с женой. Консультировались со старшим сыном Оскаром, он обычно контролирует путешествия отца на воде и в небе, оставаясь на земле. Но и без лишних деталей на экране не просто драма или байопик, а настоящий фильм-катастрофа.
Реальная история выживания Робинзона Крузо — один в десяти тысячах метрах над землей. И при этом кино семейное — о сложных отношениях между поколениями, о понимании и принятии даже столь странного решения близкого — постоянно рисковать жизнью, ради того, чтобы вернуться домой.
Среди минусов — великолепное исполнение роли Бондарчуком, который отлично играет, но чаще всего самого себя. Он чудесно передал внутреннюю силу героя, но не справился с простотой — это становится ясно в финале, где нам показывают документальные съемки и перед зрителем появляется уже настоящий Конюхов, человек очень скромный и от того очаровательный. Но все же фильм есть фильм — жанр определяет героя, и если создателям захотелось сделать его более героичным, от этого никто не пострадал.
Сюжет построен по всем канонам: большое значение уделяется детству Конюхова — мальчик, который попал в торнадо и не смог разглядеть в вихре что-то важное, ищет это всю жизнь: то на самой высокой точке над уровнем моря, то среди бушующих волн в океанском просторе.
Интересно, что четко показано — искателя не поняли в семье и отправили в семинарию, где рукоположенный наставник благословил на туристические подвиги. Так что складывается впечатление, которое и хотели создать — что это не путешествия ради путешествия, а духовный подвиг "старца". Хотя на самом деле все было не так, и Конюхов — не просто "батюшка" на воздушном шаре в окружении икон, а мальчик из советского технического училища, судоводитель Одесского мореходного училища, судовой механик Ленинградского арктического училища.
Чудеса и молитвы занимают ведущую роль в повествовании, а проза жизни и трудовая, профессиональная подготовка пропущены в сюжете за ненадобностью. Не спорим, что вера занимает важную роль в жизни Конюхова, как и искусство — он пишет книги и создаёт картины. Но заметим, что церквей сегодня все больше, а вот технических училищ — меньше. Такая повестка. Ее и отыграли.
Если дело пойдет так и дальше, то и путешественников, способных в одиночку обогнуть земной шар за 11 дней, в нашей стране больше не будет. О том и речь — все "оппоненты" Конюхова, с которыми он соревнуется за рекорды — сплошь иностранцы, гелий поставляют австралийцы, шар проектируют американцы.
Приятно, конечно, в наше время вспоминать, как россиянин попадал в международные новости и собирал восхищенные комментарии, но грустно, что нам только и остается — вспоминать.