Участники "мусорного" рынка провалили поручение президента — сортировка в России не дотягивает до 10%
Российский рынок по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) не справляется с качественной сортировкой и выборкой вторсырья достойного качества, пригодного для дальнейшего использования. Средний показатель извлечения полезных материалов по России не дотягивает даже до 8%, а в отдельных регионах оказался меньше 1%. При этом, согласно поручению президента РФ, к 2030 году на мусоросортировочных комплексах должно извлекаться не менее половины вторичных ресурсов. Чтобы подтолкнуть рынок к работе, Минприроды РФ разработало законопроект, который устанавливает жесткие требования для участников. Впрочем, уже сейчас становится понятно, что достичь целевых показателей и сократить количество отходов, поступающее на свалки, не удается. Причиной тому стало как отсутствие достаточных утилизационных мощностей, так и низкое качество вторсырья вкупе с отсутствием отечественных технологий, и все это несмотря на то, что с россиян почти пять лет взимают плату за "мусорную реформу" по отдельным квитанциям. Подробности — в материале Накануне.RU.
Законопроект Минприроды РФ касательно изменений в "Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов" перешел в завершающую стадию обсуждения. Финальный вариант документа предлагает законодательно закрепить минимальное значение вторичных ресурсов, извлекаемых из состава ТКО на мусоросортировочных комплексах.
- Так, в 2025 году оно должно составлять не менее 20% в год от общего объема, поступивших отходов,
- а к 2026 году предлагается установить планку в 30%.
При этом все объекты должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями уже к 1 января 2025 года. Также законопроектом предлагается обязательное использование технологий автоматизированной обработки ТКО в сочетании с ручной. Состав оборудования при этом должен состоять из отечественных узлов настолько, насколько это возможно.
Как следует из данных Минприроды РФ, в России так и не удалось наладить экономику замкнутого цикла даже частично. В ее основе лежит максимально эффективное извлечение кондиционного вторсырья из образуемых отходов. Однако, несмотря на сотни миллиардов рублей, которые уже были вложены в строительство мусоросортировочных комплексов, качество вторсырья и его объемы остаются незначительными. Согласно аналитическим данным ведомства, среднероссийская выборка полезных фракций составляет всего 7,61% от массы образования ТКО.
Достаточно высокая выборка полезных фракций пригодных для дальнейшей утилизации в Московской области, Камчатском крае и Тюменской области обуславливается введенными в эксплуатацию объектами по обработке ТКО с оснащенным автоматизированным оборудованием. "В свою очередь отмечаем, что достаточно высокая доля выборки полезной фракции от входящего потока отходов на объекты обработки ТКО осуществляется за счет Московской области, которая составляет 48,29%, Камчатского края — в размере 38,04% и Тюменской области — 30,96%", — указывают в министерстве.
Участники рынка объясняют проблему несколькими факторами. По словам собственника одной из мусороперерабатывающих компаний, основное влияние на качество и объемы выборки оказывают технологии.
"Большинство существующих комплексов уже устарели, на них проводится ручная сортировка конвейерным способом. Но даже при высокой эффективности, максимум, чего можно добиться — это извлекать порядка 10-15% пригодного ПЭТа, картона, металла, стекла и других востребованных ресурсов. Учитывая большой объем органики, необходимо строить участки компостирования. С их помощью из общей массы можно вытащить еще около 20%. Последней распространенной технологией является производство RDF-топлива. Но и здесь есть свои "но": необходимо иметь потребителя в непосредственной близости, а это, в основном, цементные заводы. Во всяком случае, введение новых требований потребует от компаний существенных вложений", — считает представитель отрасли.
Председатель "Объединения предпринимателей по рециклингу отходов", эколог Александр Веселов отметил, что жесткие требования эффективности потребуют повышения тарифа. Таким образом, у региональных операторов не останется прибыли, так как все деньги осядут в сортировке.
"Сегодня выборка действительно очень маленькая, не более 10%. Это даже с учетом того, что многие компании показывают чистые, раздельно собранные отходы, как отсортированные из ТКО. Основная проблема в том, что у нас нет системы раздельного сбора. Грязные отходы сортировать никто не будет. Представьте, как загрязняются полезные фракции в общем контейнере, где все перемешано. Есть технологии, позволяющие работать в полуавтоматическом режиме, но я не вижу желающих вкладывать в это, так как самое выгодное сейчас — захоронение, оно неконтролируемое и занимает существенную долю в конечной цене. Деньги идут туда. На сегодня можно добиться сортировки не более 30%, так как построено мало автоматических комплексов, в основном они ручные", — резюмировал эколог.
Еще одним фактором, препятствующим развитию системы сортировки отходов, эксперт назвал принципы гигантизма, которым следует Правительство и ППК "РЭО". Речь идет о строительстве масштабных объектов большой мощности, которые охватывают большие территории. Вместо этого, как считает собеседник Накануне.RU, логично развивать небольшие локальные комплексы до 50 тыс. тонн ТКО в год. Это позволило бы не только сэкономить на строительстве, но и сократить транспортные расходы.
Так что, можно признать, что "мусорная реформа" в России, начатая в 2019 году и в рамках которой власти обещали добиться больших объемов сортировки и переработки мусора вместо его захоронения, забуксовала. Тем не менее, по некоторым оценкам, с граждан ежегодно собирают на нее порядка 180 млрд руб., платить за мусор приходится по отдельной квитанции, платежи поступают на счета регоператоров этой самой реформы.