Израиль выжидает: почему объявленная наземная операция так и не начинается
Боестолкновения между сектором Газа и Израилем продолжаются, однако полномасштабного крупного наступления Израиля так и не происходит, хотя руководство ЦАХАЛ об этом заявляло почти в самом начале конфликта. Пока же палестинцев хотят выгнать в Египет, но Египту это не очень-то и нужно, вообще у арабов, скорее, другой план — они бы хотели просто прекращения конфликта или поражения Израиля, но не миллионные потоки беженцев. С другой стороны, у Израиля возникает опасная ситуация — потенциально он может воевать на два фронта, так как уже напряжены окружающие его Ливан, Сирия, Иордания, Саудовская Аравия, где-то дальше за всем происходящим внимательно наблюдает Иран. Конечно, есть поддержка США, но и она не всеобъемлющая. О том, почему же не начинается крупная сухопутная операция и чем может закончиться конфликт — разбиралось Накануне.RU.
Одной из последних трагедий стал авиаудар Израиля по лагерю беженцев Джебалия в Газе — в результате погибли не менее 195 человек, еще около 800 получили ранения, а порядка 120 числятся пропавшими без вести. При этом, как заявляют в армии Израиля, это было сделано, чтобы уничтожить одного командира ХАМАС, а все сопутствующие жертвы — это "трагедия войны". В Детском фонде ООН (ЮНИСЕФ) же назвали произошедшее "кровавой бойней". Тем не менее Израиль продолжает атаки, но не начинает крупного наступления.
С одной стороны, это может быть связано с внутренней реакцией общества, так как не все израильтяне готовы к потерям — примерно так же было во время Второй ливанской войны, когда Израиль добился некоторых успехов на юге Ливана, но на относительно небольшие потери резко реагировало общество. Поэтому теперь, в нынешнем конфликте, власти Израиля внимательно смотрят на реакцию общества.
"Эти шапкозакидательские настроения силовых структур Израиля не оправдались, и таких потерь, которые понес Израиль за этот практически месяц боевых действий, израильская армия еще не несла никогда с 1947 года, с момента образования, и это, конечно, вызвало шок, в том числе вызвало шок и у населения Израиля, который тоже не ожидал таких больших потерь", — напоминает военный эксперт Виктор Алкснис.
Кроме того, в Ливане в 2006 году Израиль тоже устроил мощные бомбардировки, в частности в городке Кана в результате авианалета под обломками здания погибли 28 человек, из которых половина — дети. После этого, международное сообщество поменяло свое отношение к конфликту, и в ООН начали вырабатывать пути решения. Возможно, по этому пути идет и нынешний конфликт, однако эксперты, опрошенные Накануне.RU уверены, что ООН будет непричастен.
С одной стороны, этот конфликт многовековой, напоминает военный эксперт Виктор Алкснис, и тут нет условного дипломатического решения, он относится к числу неразрешимых: либо исчезновение Палестины, либо Израиля.
"Переговоры возможны, но это просто игра. Все будут выступать с призывами к миру, к переговорам, но реально никто на эти переговоры не пойдет. Проводить можно бесконечные встречи, но результата не будет", — уверен Алкснис.
С другой стороны, причиной затягивания наступления может быть неготовность США к конфликту — там и вопрос поддержки Израиля в Конгрессе, и долгое развертывание систем ПВО.
С третьей стороны, возможно, в конфликт пытаются втянуть Иран и подобными разрушениями лагерей беженцев хотят его подтолкнуть перейти от заявлений к делу, считает военный эксперт Владимир Орлов:
"Как мы понимаем, Иран пока не втягивается, и, по всей видимости, авторы всей этой идеи новой войны на Ближнем Востоке пока думают — как, что необходимо сделать, чтобы Иран вышел за границу заявлений, перешел к каким-то активным действиям. Но Иран пока не переходит".
Кроме того, Израиль может опасаться атаки с севера — группировка "Хезболла" в Ливане при крупном наступлении может воспользоваться шансом, а учитывая большое количество солдат, техники и опыта ведения боевых действий с Израилем, это может превратиться в довольно опасный второй фронт, который ЦАХАЛ просто не потянет.
Выходы из ситуации представляются экспертам пока непростыми. Первый и самый очевидный — боестолкновения до поражения одной из сторон. Но, очевидно, этого не хотел бы никто, так как такой сценарий чреват большой войной на Ближнем Востоке.
Второй вариант — переселение палестинцев из сектора Газа, как о том заявлял Израиль, однако и это никого не устраивает — ни Египет, ни Иорданию, ни Сирию, ни Ливан — к такому огромному потоку беженцев страны не готовы, потому что это дестабилизирует как социальную, так и экономическую ситуацию внутри государств.
"Мы прекрасно видим по тому, как Египет открывает КПП "Рафак", пропускает какие-то машины "скорой помощи" или продукты — это вопрос к Египту — как они планируют выходить из этой ситуации? Потому что неизбежно после возникнет вопрос к Египту — а что они там делают на границе с сектором Газа?" — говорит Владимир Орлов.
Однако эксперт уверен, что и непосредственно ХАМАС Израиль уничтожать не готов, так как для этого нужно бомбить Катар и те территории, где находится все руководство этой группировки. Если Израиль уничтожит ХАМАС, он в этом случае лишится, скажем так, той политической оппозиции, которая существует по отношению к ООП и западному берегу Иордан. Вот на это Израиль никогда не пойдет, уверен Орлов, он столько вложил в создание ХАМАС, столько вложил, чтобы политически разделить палестинцев, поэтому все заявления про уничтожение ХАМАС касаются исключительно рядовых боевиков, не более того.
Возможны ли переговоры и дипломатическое решение конфликта? Эксперты сходятся во мнении, что переговоры возможны, но решения найти не удастся — пока нет той политической силы, которая могла бы поднять этот вопрос на самый верх международной политики.