Балтийское море "закрывают от российских судов": что тут реальность, а что миф
Внезапно в Евросоюзе заметили, что в октябре российская нефть почти не торговалась ниже санкционного потолка, который они сами придумали, — 60 долларов за баррель — и решили принять меры. Точнее, предложить принять меры кому-нибудь, и козлом отпущения была назначена Дания, ей предложили проверять и по необходимости блокировать российские нефтяные танкеры, проходящие через ее воды, а это проход через Балтийское море в океан. Кроме того, после повреждения подводного газопровода Balticconnector, который проходит между Эстонией и Финляндией, зашли разговоры о том, чтобы перекрыть и Балтийское море. Правда, сначала нужно бы доказать, что это именно результат деятельности России, по крайней мере, об этом завел разговор президент Латвии. А так как в "дружной" семье НАТО появились новые члены, в частности Финляндия, то вместе с Эстонией теоретически они могут закрыть проход в море. Однако как это будет происходить на практике? И будет ли? В этом попыталось разобраться Накануне.RU.
По данным Минфина РФ, средняя цена за баррель нефти в октябре была в районе 81,5 доллара, да и в целом уже полгода как российская нефть продается выше порога в 60 долларов за бочку, который придумал коллективный Запад. Но в ЕС спохватились только сейчас — придумали еще один пакет санкций, в котором хотят не только ограничить продажу России танкеров для перевозки нефти (а также запретить перепродажу), но и начать досматривать такие суда на выходе в океан, такая роль была предложена Дании. Основание для досмотра тоже придумано красивое — якобы несоблюдение экологических законов и нанесение вреда природе. Действительно, хороший повод, ведь так называемый российский "теневой флот" состоит по большей части из старых кораблей, которые специально для этого и скупались. Другой вопрос в том, а что будет делать ЕС, если танкеры будут новыми, так как такая возможность тоже есть — Россия может начать строить их сама или покупать в Китае.
Тогда в игру могут вступить Финляндия и Эстония, которые должны закрыть Финский залив, ну или хотя бы устраивать проверки и там тоже. Перекрыть полностью залив не получится, потому что, во-первых, ни Финляндия, ни Эстония не имеют военного потенциала для этого, во-вторых, по резолюции Генассамблеи ООН, "блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства" является военной агрессией. А блок НАТО не хочет сталкиваться с Россией в таком контексте, поэтому, как считают эксперты, муссирующиеся в СМИ и соцсетях разговоры о якобы "внутреннем море НАТО", которое будет закрыто — не более чем словесная провокация.
"Речь может идти пока только о провокациях, они могут быть разного рода. Например, много было всяких заявлений по поводу Ливии, но когда шли вооружения в Ливию и сопровождались турецким флотом, никто их не останавливал, поэтому, если будет такая потребность, будут российские корабли сопровождать танкеры", — уверен военный эксперт Владимир Евсеев.
Кроме того, эксперт уверен, что такие заявления ЕС может себе позволить, пока Россия ведет спецоперацию и задействует там большую часть сил, когда же СВО закончится — тогда сказать будет нечего:
"То есть если они будут обострять ситуацию до предела, то при любых боевых действиях они будут разгромлены. Это касается и Латвии, и Польши. Тявкать можно, но вести боевые действия с Россией, которая выдержала поддержку всего НАТО, я думаю, никто из них не будет. Это спекуляции, пока Россия не закончила спецоперацию — как только закончит, посмотрим, как они будут высказываться".
И тут всплывает главная проблема западного плана по сдерживанию российской нефти, ведь по сути США и Евросоюзу нужно не заблокировать российские танкеры с "черным золотом", а лишь ограничить поступления в бюджет от продажи, иначе на рынок будет поступать меньше баррелей, а значит, цена будет расти, так что даже если на Западе все будут такими привередливыми и смогут определить, какая же нефть залита в каждую бочку, то это им не поможет тратить меньше. Возможно, даже наоборот. К тому же мировая цена на нефть четко коррелируется с ценой на бензин в США, что не так давно уже было проблемой в Штатах, а в ходе избирательной кампании это, мягко говоря, не очень хорошо.
"Когда Запад изначально вводил санкции на поставку российской нефти, у него было две задачи, и при максимальной реализации одной затруднялось выполнение другой. Задача №1 — снизить поступление доходов от экспорта нефти в российский бюджет, а задача №2 — сделать так, чтобы российская нефть продолжала поступать на мировой рынок, чтобы предложение не снижалось, чтобы мировые цены на нефть не росли", — объясняет в беседе с Накануне.RU политолог Павел Салин.
Поэтому следует отделять мух от котлет, уверен эксперт. К "котлетам" стоит отнести стоимость нефти на мировых рынках и поступления в бюджет РФ, это главный вектор во всей этой истории. А вот недопущение российских судов в моря и океаны, перекрытие проливов и в целом история про "внутреннее море НАТО" — это уже "мухи", которые, как ни странно, могут быть выгодны российской стороне:
"Военный потенциал у коллективного НАТО больше, но эта разница в потенциалах имеет значение, когда есть прямое военное столкновение. А поскольку страны НАТО опасаются прямого военного столкновения с Россией, то каким образом они будут обеспечивать тотальное перекрытие российских судов, в первую очередь военных, в Балтийское море? Эта ситуация — из разряда громких заявлений. И самое главное — заинтересованность, чтобы эти громкие заявления разлетались, есть и у западной стороны, и у российской".
Как раз эта ситуация с недопущением танкеров — это своего рода подмена понятий в политике Запада. Российская сторона таким образом хочет поставить знак равенства между грядущими попытками проверять этот "теневой флот" и полным запретом российских судов в Балтийское море, потому что Москва не хочет, чтобы эти суда так или иначе проверялись. Поэтому этот клубок следует разделить на сюжетные линии и проанализировать. А при анализе, как считает Павел Салин, выяснится, что ситуация с российскими коммерческими судами сложнее — никто не собирается перекрывать им доступ в принципе, если они будут соблюдать правила, установленные Западом, а что касается российских военных судов, то такое перекрытие невозможно в принципе с учетом текущих политических реалий.
"Так что вся эта шумиха — что Балтийское море становится "внутренним морем НАТО", что России нужно реагировать — это как раз является элементом пиар-кампании Москвы, скорее всего, чтобы нейтрализовать попытки контроля над "теневым флотом" и ценовым порогом. Западу эта шумиха тоже выгодна, но в меньшей степени, чем Москве, потому что там звучит критика в адрес правительства, администрации, что они закрывают глаза на нарушения Россией этих норм ценового порога, а эта ситуация дает им аргумент, мол, нет, мы работаем в этом направлении", — резюмирует в беседе с Накануне.RU Павел Салин.