"Наш лучший друг" Китай не дает развернуться "Силе Сибири"
Без этого сибирякам не видать масштабной газификации, как своих ушейКитайское издание The South China Morning Post со ссылкой на свои источники в Москве сообщило накануне, что проект "Сила Сибири-2" стопорится из-за нежелания Пекина вкладываться в проект и платить полную цену за транспортировку газа. Якобы КНР понимает, что "Газпром" пытается через Китай частично возместить потерю европейского рынка, поэтому считает себя в более сильном положении, а значит, может диктовать свои условия. "Газпром" тем временем не торопится подключать регионы Сибири к газу, так как это дополнительные затраты, которые будут долго окупаться, да и в целом внутренний рынок не в приоритете у "национального достояния". Хотя, вроде бы, были планы по подключению к 2030 году — повысить уровень газификации в стране до 82,9%. Но теперь, без Китая, эти планы могут сдвинуться? Эксперты считают, что время играет против КНР, нужно только эту мысль правильно донести до руководства, но и КНР считает, что время играет против России. На кого работает время в итоге и какое будущее ждет проект "Сила Сибири-2", разбиралось Накануне.RU.
Конечно, с телеэкранов транслируется картинка, где Москва и Пекин — надежные друг для друга партнеры, экономические отношения развиваются, товарооборот растет двузначными цифрами, однако когда дело касается перспективных стратегических проектов типа "Силы Сибири-2", особенно в условиях санкций и почти полной потери европейского рынка, та самая переориентация с Запада на Восток восторга не вызывает. Оказывается, в Пекине сидят довольно прагматичные политики, и какими бы теплыми ни выглядели отношения двух государств в СМИ, на форумах и в высказываниях с трибун, в деталях остается только холодный расчет.
"К вопросу о том, как можно за два года утратить национальный суверенитет и превратиться в сырьевой придаток, которому диктуют цены", — прокомментировал экс-депутат Госдумы Олег Шеин в своем телеграм-канале ту самую переориентацию на Восток и нежелание Китая вкладываться в трубопровод.
Но если посмотреть на эту ситуацию под другим углом зрения, может быть, все окажется не так уж плохо? Китай известен своим прагматичным подходом еще с "Силы Сибири-1", когда почти все вопросы были решены, кроме главного — вопроса ценообразования перекачиваемого газа. Как напоминает аналитик Финансового университета Игорь Юшков в беседе с Накануне.RU, тогда даже ходили слухи, что торговались и выверяли формулы чуть ли не до утра, когда документы отдавали на подпись. Такой вот прагматичный Восток. Поэтому нежелание платить за трубопровод особого удивления вызывать не должно, та же "Сила Сибири-1" строилась и на российской территории, и на территории Монголии за счет РФ. Однако эксперты сомневаются, что Китай позволит строить на своей земле что-то за счет "Газпрома", ведь тогда газовый гигант должен будет получить какую-то долю со стороны Китая. Как, например, строился газопровод "Ямал-Европа", из России через Белоруссию, через Польшу в Германию — там "Газпром" финансировал как минимум польскую часть. Поэтому контракт на транзит у "Газпрома" был выгодный: Польша почти ничего не получала, к тому же газовый гигант получил 49% акций в компании-операторе польского участка трубопровода.
"Так же и здесь — встанет вопрос, а сколько будет стоить прокачка по китайской территории? К тому же "Газпром" должен будет стать собственником хоть какой-то доли в газопроводе. Я думаю, что Китай на это не пойдет, не помню, чтобы какие-то иностранные компании вводили инфраструктуру в Китае. Китай не хочет, чтобы кто-то что-то строил за свои деньги, он сам все построит", — объясняет Игорь Юшков.
И все же позиция восточного партнера сильна — конечно, там знают, что годом ранее в Европу перетекало около 160 млрд кубометров газа, а по итогу 2023 года будет 20-25 млрд как максимум. КНР при этом не станет полноценным компенсатором, так как там нужды скромнее — около 50 млрд "кубов" в год. Тем не менее "Газпрому" нужны хоть какие-то рынки, чтобы отправлять газ, а значит, из "Газпрома" можно выжимать самые выгодные условия, скидки и преференции.
"Я думаю, что с нашей стороны нет никакой информации по этому вопросу потому, что Кремль опасается выхода наружу этих неформальных договоренностей по условиям поставок, которые покажут, что эти условия не очень-то и хорошие для России", — предполагает политолог Максим Жаров в беседе с Накануне.RU.
Эксперт так же напоминает, что европейский опыт тоже известен, когда с помощью спотовых цен "Газпром" был выдавлен с европейского рынка, добавить к этому санкционное давление, пресловутый порог цен, и вот все козыри — у Пекина, время играет на его стороне. Но с другой стороны, время играет и на стороне Москвы, уверен Игорь Юшков. По его словам, в этом бесконечном торге Россия пытается донести до партнера другую мысль — что наши поставки не только выгоднее, но и надежнее. Смысл простой — санкции ведь введены не только против России, США и коллективный Запад могут ввести их и против Китая, а учитывая, что он развивается и может представлять серьезную угрозу Штатам, то устроить ресурсный голод КНР не составит особого труда — перекрыть поставки с юга, например, СПГ из Катара, Африки, и что тогда? А потребности в газе у Китая хоть понемногу, но увеличиваются с каждым годом.
"Китай считает, что время на его стороне — чем хуже дела у "Газпрома" в Европе, тем более сговорчивым он будет. А мы им говорим, что Россия — надежный поставщик, и все, что приходит с севера, для Китая гораздо более надежно, чем с юга", — уверен Игорь Юшков.
Вместе с тем следует помнить, что на проекте "Сила Сибири-2" завязаны и некоторые другие проекты в области экономического сотрудничества, поэтому полностью свернуть или опустить ценник до условной себестоимости не получится.
"Если взять аналогию с "Турецким потоком", то там тоже есть идея, что на базе этого трубопровода Турция станет газовым хабом, и эту идею, как морковку, давно перед турками держат, хотя, с моей точки зрения, это нереализуемый проект. Тем не менее, он находится в повестке двух стран — примерно то же самое сегодня происходит сегодня и с Китаем", — считает Максим Жаров.
И если рано или поздно страны договорятся о цене, то подвешенным в воздухе остается вопрос газификации регионов. С одной стороны, "Газпром" и так уже потратился и потерпел убытки, теперь еще вкладываться в трубопроводы для внутренних потребителей — шутка что ли? Окупаемость слишком долгая, да еще в других регионах нужно менять инфраструктуру, которой по несколько десятков лет. Нет, это уже давно не в приоритете. С другой стороны, есть программы к 2030-40 годам по подключению Красноярска, Иркутской области, а с этими программами можно и трубу провести так, чтобы быстрее потом довести ее до Китая. Если же сразу укладывать ее до границы, то тогда, конечно, это будет воспринято как действие от безысходности — тогда Китай точно сможет выкрутить руки "Газпрому", а вот если сделать вид, что тянешь трубу для внутреннего рынка…
"Я думаю, что российская сторона будет пытаться сделать так, что будет строить трубу под видом газификации и эту газификацию проводить, потому что газа невостребованного навалом, но с другой стороны часть инфраструктуры построить под "Силу Сибири-2", чтобы в случае заключения контракта как можно быстрее подать этот газ", — предполагает Игорь Юшков.
Эксперт считает, что когда страны договорятся по второму трубопроводу, то это будет скорее плюсом для газификации, потому что все равно труба строится, можно заложить чуть больше мощности, и не все затраты будут ложиться на программу газификации, а будет большой экспортный проект, от которого уже будет браться газ для газификации. Пока же, получается, прагматичный Восток продолжает выверять формулы ценообразования не только для себя, но и для Сибири.