Путин понял, что "меры поддержки" рождаемость не поднимут?
Власти осознают, что надо что-то делать, но что — не знаютПрезидент России Владимир Путин, выступая по видеосвязи на заседании Всемирного русского народного собора, снова затронул тему рождаемости, которую никак не удается поднять. Он упомянул как материальную сторону, так и нематериальную этого вопроса.
"Преодолеть сложнейшие демографические вызовы, с которыми мы столкнулись, невозможно только с помощью социальных выплат, пособий, льгот, отдельных программ. Да, конечно, цифры бюджетных демографических расходов крайне значимы, но это далеко не все, гораздо важнее — жизненные ориентиры человека. В основе семьи, рождения ребенка лежат любовь, доверие, прочная нравственная опора", — сказал Путин.
Спорить с этими словами едва ли возможно — все предельно ясно. Гораздо важнее то, как с этим обстоят дела. А вот с этим не очень. Здесь все вращается вокруг "мер поддержки". Но поддерживают то, что едва стоит и может упасть. Именно в этом положении находится большинство российских семей с детьми, вероятность бедности которых пропорциональна количеству детей в семье. Причем их поддержка зачастую "адресная", то есть для ее получения нужно опуститься ниже уровня бедности.
Как описывает эту "адресную политику" демограф Юрий Крупнов, хочешь получить поддержку на детей от государства — стань нищим. Так, на днях Правительство не поддержало законопроект о выплатах в 15 тыс. на каждого ребенка к началу нового учебного года — он не соответствует установке на нищенство семей, которую нужно брать во внимание при разработке мер поддержки. Миллиарды на цифровизацию школ у властей есть, а на выплаты родителям школьников — нет.
Поддерживать семьи реально власти не собираются. Демографические задачи даже не ставятся, все ограничивается борьбой с бедностью, что к рождаемости имеет только очень отдаленное отношение. При этом данные меры почему-то упорно записываются властями в актив по направлению "Демография". Видимо, чиновничье сознание так устроено: есть нацпроект под названием "Демография" — значит, это демография.
При этом материальная составляющая — это не только разные пособия, но и такие банальные, но важнейшие вещи, как зарплаты, доступность и стоимость жилья и др. При медианной зарплате в 40 тыс. рублей (а "чистыми" это менее 35 тыс.) всерьез говорить о поддержке демографии не имеет смысла. А такая зарплата в 2022 году была зафиксирована Росстатом, то есть самими властями.
Согласно свежему опросу НАФИ, более 70% россиян полностью или скорее согласны с утверждением, что материально обеспечивать семью должен в основном мужчина (разницы по полу почти нет). Но мужчина в России находится на задворках внимания властей. До него просто нет дела. Все внимание — женщинам. Принята целая стратегия в интересах женщин. Она ставит цель еще больше уравнять зарплаты женщин с мужчинами, то есть еще больше опустить зарплаты мужчин.
Что касается нематериальных вещей, то с этим, может быть, еще хуже. Российское государство продолжает плестись в глобалистской повестке "устойчивого развития", которое историк Андрей Фурсов называет "бархатным геноцидом". Так, 30 ноября председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что принятие повестки "устойчивого развития" на период до 2030 года является одним из важнейших элементов повышения качества жизни граждан и ориентиром для многих стран. Интересно, она внимательно читала цели и задачи "устойчивого развития"?
Например, беременность там рассматривается как нежелательное явление, и все усилия государств должны быть направлены на то, чтобы женщины беременели как можно позже и как можно реже, потому что ребенок должен быть исключительно "запланированным" и "желанным". А если он "не запланирован", то страны обязаны оказывать услуги "безопасного аборта", то есть просто убивать этих детей. Только вот какой процент живущих ныне людей были "запланированы"?
Также в этой идеологии женщине-матери и жене вообще нет места. Женщине-трансгендеру — есть, лесбиянке — есть, карьеристке — есть, а мать — это "гендерный стереотип", который должен быть преодолен. И эту парадигму принимают те, кто находятся на вершине российской власти. Так какие установки они могут передать населению? Или они думают, что, запретив аборты в частных клиниках, рождаемость станет выше? Государство просто возьмет монополию на убийство младенцев в свои руки, но продолжит точно так же финансировать. Эта такая забота о демографии?
Чтобы рождаемость пошла вверх, стране и людям нужно дать смысл. Рождаемость — это естественный процесс, но в естественных условиях. Большинство же людей сегодня живут в неестественных: доходы — мизерные, квартиры — каморки, состояние — закабаленное. И людей нужно вдохновить на рождение детей, которые будут нужны стране.
Но беда в том, что стране люди не нужны. Власти одержимы цифровизацией и искусственным интеллектом, который вытеснит "лишних" людей. Курс на это взят со всей определенностью, и люди это понимают. Тот же Путин поддержал идею изучения ИИ в школах по примеру Китая. Где рождаемость, к слову, в последние годы упала до ужасающе низких значений и нет никаких признаков ее повышения.
"Стало очевидным, что лишь экономическими мерами простимулировать рождаемость невозможно. Необходима глубинная трансформация ценностей в обществе — возврат к семейным ценностям, возврат к ценности детей", — говорит доцент кафедры демографии Высшей школы современных социальных наук МГУ Юлия Узкая.
Это, кстати, позиция властей: восстанавливайте традиционные ценности. И для демографии это правильно. Только вот возлагается это на людей, а сами власти тем временем гнут совсем другую линию.