Ульяновский омбудсмен рассказала Путину о катастрофе с учителями
Они унижены, задавлены бюрократией, цифровизацией и бегут из школВ школах катастрофическая нехватка учителей, они унижены всеми и получают мизерную зарплату. Об этом прямо рассказала президенту РФ Владимиру Путину член СПЧ, уполномоченный по правам ребенка в Ульяновской области Екатерина Сморода на заседании Совета. Накануне.RU уже писало о проблеме огромного числа детей мигрантов в школах, которую она озвучила. Но ее выступление об общей ситуации в школах заслуживает отдельного внимания.
Примечательно, что Сморода вошла в состав СПЧ указом Путина в конце 2022 года. Тем интереснее ее выступление. Приводим основные тезисы.
"Система находится, можно сказать, в стрессе, хотя и старается не подавать особо вида. Дефицит учителей в школах составляет 250 тысяч, и это расчет только в вакансиях (эту же цифру в начале текущего учебного года называла депутат Госдумы Анна Скрозникова, но у вице-премьера Татьяна Голиковой все в порядке - не хватает лишь 11 тыс, а у главы Минпроса Сергея Кравцова вообще "максимальная укомплектованность кадрами". - прим. Накануне.RU). Отток колоссальный, учителя порой вынуждены трудиться, что называется, за троих, совмещая при этом не только преподавание по своему профилю. Я посещала такие школы, в которых учитель, преподающий географию, преподает еще и биологию, иностранный язык и даже музыку. В населённых пунктах порой из-за дефицита кадров закрываются целые учреждения, что впоследствии вызывает смерть, практически гибель самого населённого пункта. В педагогические вузы, к сожалению, ребята идут очень мало. Хотя нам заявляют, что в этом году было в два раза больше абитуриентов, по факту недобор. Выпускники до школ не доходят - всего 10%. Они идут работать менеджерами в маркетплейсы. Молодые педагоги тоже не выдерживают в первый год, и это прежде всего обусловлено высочайшей, колоссальной нагрузкой, которая лежит сегодня на педагогических кадрах и на школьных учителях. В этом году она увеличилась кратно. Учителя, готовясь к занятиям, порой вынуждены прибегать к десяти источникам, это занимает до шести часов в день, а оплата труда учителя осуществляется только за урочные часы", - рассказала ульяновский детский обмудсмен.
В связи с переходом на новые ФГОС не хватает учебников, и есть опасения, что их будут заменять электронными версиями. У детей могут просто отнять книги, предполагает она.
"Нагрузка на классного руководителя вышла за пределы рабочего дня настолько, что у них просто не остаётся времени на свою собственную семью. Учителя отвечают за каждого ребёнка, за каждую семью, причём и в школах, и вне школы, за её пределами: за любое ЧП учителям грозит выговор или сразу увольнение. Учителя нагружены подготовкой к проведению многочисленных диктантов, олимпиад, организацией участия детей во всевозможных проектах, мероприятиях, проведение которых значительно интенсифицировалось в последний год. Учителя получают бесчисленные задания собрать информацию, представить отчёты, вместо того чтобы учить. При этом порой задания, летящие сверху, похожи на абсурд, но за них грозит увольнение. Например, сделать три телефонных звонка с использованием новой цифровой платформы, и не важно, кому эти звонки будут сделаны. Педагоги садятся и делают звонки друг другу. Или заставляют родителей вести страницы в соцсетях и следят, как обновляется лента. Якобы педагоги должны знать, чем занимаются дети во внеурочное время и как живет вся семья. Но и наши враги тоже теперь знают, что любят, как живут, чем занимаются, с кем общаются будущие защитники Отечества.
Сегодня кто угодно может спокойно вылить грязь на любого учителя в соцсети и дискредитировать действия любого педагога. Педагоги не верят, что та инициатива, которая сегодня звучит, о создании конфликтных комиссий на уровне школ, будет работать. На наш взгляд, реальной защитой учителя может стать установление ответственности за распространение информации, дискредитирующей статус учителя, по аналогии с установлением ответственности за фейки и дискредитацию действий армии. Профессия учителя не должна ассоциироваться с исполнителем услуг. Она должна стать званием, иметь свою ценность и вес", - призвала Сморода.
Путин в ответ сказал, что сказанное "всё очень важно". Цифровизация школы должна была разгрузить учителя, дебюрократизировать его работу, а она его перегружает. Он этого не знал. Что касается детей мигрантов и защиты учителей, президент согласен.
Как пишет небольшой телеграм-канал "Территория русских", региональным властям, возможно, вскоре предстоит столкнуться с последствиями этой речи, которая оказалась довольно критичной по отношению к министру просвещения Сергею Кравцову.
Член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, лидер движения "Родная школа" Алексей Савватеев выразил "сердечное спасибо" Смороде за ее выступление. На днях, еще до выступления Смороды, он сказал, что у него есть сведения, что данные об истинном состоянии образования будут доведены напрямую до президента, который не владеет реальной информацией. В связи с этим он призвал участвовать в онлайн-опросе ОНФ, в разработке анкеты которого принимала участие и "Родная школа".
Руководитель городского родительского комитета Санкт-Петербурга школьный учитель информатики Михаил Богданов считает, что выступление не было незапланированным.
"Скорее просто настало время дать этой информации публичный ход. Владимиру Владимировичу прямо и без ретуши публично (!!) рассказали о том, чем на самом деле сегодня больна отечественная система школьного образования", - написал он.
Общественное движение "Родители Москвы" видит в этом шанс на перемены.
"Возмущение тем, что уничтожается система образования, достигло такой концентрации, когда проблему невозможно замалчивать", - пишет канал движения.
Как считает политолог Илья Геращенков, учителя – это без преувеличения неприкосновенный резерв действующей власти, о чем напомнила и Сморода ("мы всегда за вас голосовали и пойдем голосовать дальше"). И власти придется выйти за узкие рамки, потому что решить проблемы педагогического сообщества премией к Новому году не получится. Проблема еще и в том, что с советских времен живет парадигма, согласно которой у каждого должно быть хорошее образование, но по факту действует чисто коммерческий подход. И в стране до сих пор не сложилось единое общепринятое отношение к образованию - что это и для чего.