17 Апреля 2025
search

Трамп объявил "День освобождения"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

апрель     2025
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
31 01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы

Дефицит кадров в промышленности хотят решить за счет роботов, но они тоже в дефиците

Заместитель председателя оборонного комитета Совета Федерации, сенатор от Курганской области Сергей Муратов высказался, что роботизация и автоматизация технологических процессов является самым "быстрым и правильным" решением кадровой проблемы в России. Согласимся, что в некоторых случаях можно будет заменить квалифицированных работников на роботы и автоматы, но в каком состоянии сейчас у нас производство и можно ли говорить, что решение кадровых проблем в будущем — за роботами и автоматикой? Подробнее — в материале Накануне.RU.

Кадровый голод в российской промышленности достиг небывалых за 25 лет масштабов. При этом работодатели готовы платить хорошие деньги, реальный сектор в кое-то веки вызвал заинтересованность государства, но предыдущие 30 лет обесценивания человека труда сформировали у молодежи стойкое неприятие рабочих профессий. Да и самой молодежи сегодня не так много, опять же, демографическая яма, как бы не пытались ее списать на годы Великой Отечественной войны, сформировалась именно за последние 30 лет. В кадрах сейчас нуждаются свыше 80% работодателей.

Сервис Workforce предоставляет данные по самым дефицитным специальностям, наиболее востребованы сварщики (газо- и электросварщики, полуавтоматы) — на них приходится 15% запросов, на монтажников металлоконструкций и технологических трубопроводов — 9%, на слесарей — 4%. Остальные 72% — рабочие разных строительных специальностей. В крупных корпорациях, таких как "Росатом", также говорят о нехватке кадров, там готовы увеличить численность в два раза и нуждаются в 350 тыс. человек. На "Уралвагонзаводе" и "АвтоВАЗе" к производству уже привлекают зэков, УВЗ также пошел по пути привлечения женщин к рабочим профессиям, в некоторых регионах раздумывают над тем, чтобы отправлять сразу к станку школьников, не сумевших сдать ОГЭ.

Никто не спорит с тем, что дефицит кадров ограничивает возможности импортозамещения и что будущее производства немыслимо без роботизации. Но вот то, что за роботами решение проблем, связанных с дефицитом кадров — не столько амбициозный, сколько утопический план. Или нет? Сенатор от Курганской области Сергей Муратов написал в своем телеграм-канале:

"Именно в этом направлении нам сейчас различными способами необходимо стимулировать наши предприятия, вплоть до субсидирования".

Использование промышленных роботов на предприятиях мира выросло на 5% с 2022 года и составляет 3,9 миллионов единиц. Исследовательская компания Research and Markets ожидает, что объем мирового рынка промышленных роботов к 2024 году составит $31,7 млрд. Страны-лидеры по внедрению новых технологий — это, конечно, Китай, США, Япония, России в списке нет. Наибольший скачок по установкам произошел в Китае, количество установок увеличилось на 57% по сравнению с 2020 годом. Но наибольшая плотность роботов на сотрудников наблюдается в Южной Корее (1 тыс. роботов на 10 тыс. человек).

Фото: пресс-служба Росатома

Фото: пресс-служба Росатома

В исследовании РАНХиГС сообщалось, что в России к 2030 году роботы лишат рабочих мест до 45,5% россиян, то есть 20,1 млн человек в России будут вынуждены уйти с рынка труда или сменить квалификацию. Но пока в это верится с трудом, ведь, судя по данным из открытых источников, в России на 10 тысяч сотрудников приходится лишь шесть роботов.

Субсидировать в этой отрасли действительно придется многое, считает бывший гендиректор свердловского НПО Автоматики Леонид Шалимов, на сегодняшний день введение подобных масштабов автоматизации просто невозможно без замены многих комплексов и линий. В беседе с Накануне.RU он отметил, что в будущем, конечно, за робототехникой будет если не все, то очень многое, но это будущее. Сегодня — не стоит выдавать желаемое за действительное.

"Сегодня это недостижимо, во-первых, потому что у нас нет каких-то технологий, которые полностью бы обеспечивали роботы, у нас не хватает банально сварочников. Во-вторых, даже зарубежные роботы, которых мы в свое время приобретали, 10-15 лет назад, ни на одном предприятии нормально запущены. Или, допустим, у нас есть ряд станков, под которые мы не приобретали технические комплексы. У нас уже все оборудование работает, туда надо включить робота, но это нереально, это надо выкидывать то, что мы приобрели в течение 10-15 лет, делать новые линии. То, что в будущем это будет — у меня сомнений нет, но в течение пятилетки, а это нужно, это горит прямо сейчас. Сейчас это нереально", — говорит Шалимов.

Конечно, и сегодня в производстве применяются роботы, например, на линии поверхностного монтажа, говорит эксперт, если раньше элементы там ставили люди, то сейчас это в течение нескольких минут совершают роботы, делая распай разъемов и больших конденсаторов, небольших трансформаторов. Но есть еще есть масса работы, которую делают люди, например, элементная база у нас не вся под робототехническую систему заточена, особенно в России.

Фото: пресс-служба правительства Челябинской области

Фото: пресс-служба правительства Челябинской области

Идея заменить людей роботами не нова, в прошлом промышленная революция породила даже движение луддитов в Великобритании, настолько устрашающей оказалась реальность, когда "автоматизация" пришла на мануфактуры. Но, вероятно, у нас выхода другого нет, ведь рабочая сила в России стареет и сокращается, и доля работающих людей в возрасте до 40 лет снизится с 42 до 37,4% к 2030 году. Поэтому, возможно, и нет смысла бороться с технологическим прогрессом.

Гендиректор челябинского предприятия "ДСТ-Урал" Евгений Горелый считает, что роботизация помогла бы обеспечить в России масштабные инфраструктурные стройки. По его словам, часто с экранов телевизоров мы слышим о том, как они важны, но с 2007 года рынок дорожно-строительной техники пребывает в стагнации как раз из-за того, что больших строек как раз-таки нет.

"Роботизация процессов очень важна, беспилотное проведение работ, ведь при масштабных инфраструктурных проектах людей не хватает. Надо уменьшать количество людей на стройплощадках, тут тоже есть сильная инерция. Дорожники в автоматических системах работы планируют, строят дороги, у трассовиков есть 3D-проекты, это все надо интегрировать и развивать", — приводит примеры Евгений Горелый.

В конце концов, с роботизацией производств все чаще связывают и снижение зависимости от притока мигрантов. Южноуральский губернатор Алексей Текслер недавно отмечал, что в регионе реализуется комплексный проект внедрения отечественных промышленных роботов.

"Так мы сможем в условиях демографической проблемы существенно повысить производительность труда, увеличить, что еще более важно", – сказал он и добавил, что таким образом можно будет ограничить миграционную политику и "ориентироваться, в первую очередь, на наших жителей", которые смогут активно заниматься наукой, развивать технологии.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

апрель     2025
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
31 01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11


Архив материалов

апрель     2025
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
31 01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11