Ямал проваливает мусорную реформу
Правительство ЯНАО внесло массовые корректировки в территориальную схему по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Чиновники сдвинули сроки строительства практических всех объектов мусорной инфраструктуры, которые планировалось ввести изначально. Эксперты рынка считают, что ситуация на Ямале — это целый перечень взаимосвязанных проблем, причем, как общих, так и сугубо региональных. Теперь из-за переноса ввода объектов произойдет цепной сбой всей терсхемы, а жители удаленных северных поселков так и не получат качественной услуги по вывозу отходов. Сейчас, как говорят эксперты, все упирается в создание крупных комплексов ТКО, сроки по которым региональные власти неоднократно сдвигали. При этом, население продолжает платить за мусорную реформу, с 2019 года эти платежи могли суммарно составить 5 млрд руб. Подробности — в материале Накануне.RU.
Департамент тарифной политики, энергетики и ЖКХ ЯНАО внес изменения в территориальную схему на период 2015-2025 годов. Как следует из новой редакции документа, почти все проекты сдвинуты до 2026 года: сроки изменили по 52 из 53 пунктов. Поправки коснулись пунктов временного накопления (ПВН) ТКО и мусоросортировочных комплексов в различных населенных пунктах: Ноябрьске, Губкинском, Надыме, Пельвоже, Красноселькупе, Тольке и Лабытнангах. Единственный проект, который удалось сохранить — полигон утилизации промышленных и твердых бытовых отходов Тазовского района.
По словам собеседника Накануне.RU, близкого к правительству округа, причины таких корректировок весьма прозаичны. Строительство новых объектов столкнулось с нехваткой финансирования из-за резкого скачка стоимости оборудования и работ. Причем, строительство в приполярных условиях и длинная логистика накладывают дополнительные коэффициенты.
"Проблема с оборудованием есть. Российские производители пытаются закрыть спрос, но есть дефицит определенных позиций, что толкает цену вверх. Что касается автоматики, в России ее нет, поэтому приходится искать аналоги в Китае, но они не всегда подходят и есть сложности с их адаптацией под отечественные технологии. Плюс, после повышения ключевой ставки сильно подорожали заемные средства. Проценты очень сильно бьют по отрасли", — объяснил эксперт.
К ценовым колебаниям добавляются региональные факторы. Дело в том, что плотность населения на Ямале невелика и многочисленные населенные пункты сильно удалены друг от друга. Вывозить отходы небольшими объемами на дальние расстояния крайне затратно, поэтому для оптимизации системы обращения с ТКО было принято решение создать развитую сеть мусороперегрузочных станций и пунктов временного накопления. Они должны накапливать отходы, откуда большегрузным транспортом отправлять их на три автоматизированных мусоросортировочных комплекса в Салехарде, Новом Уренгое и Муравленко.
Но планы по созданию трех центров были также сдвинуты. Как следует из терсхемы, объекты могут появиться не раньше конца 2025 года, а без их наличия строительство всей остальной инфраструктуры не имеет смысла.
Создание мусоросортировочных комплексов планируется в рамках концессионных соглашений. Заказчиком выступает некоммерческая организация "Региональный инновационно-инвестиционный фонд "ЯМАЛ" (РИФ "ЯМАЛ", Салехард, подконтролен правительству ЯНАО). На объектах планируется заниматься обработкой твердых коммунальных отходов, а также их захоронением. Мощность каждого составляет 100 тыс. тонн ТКО в год.
Однако подписать соглашения власти ЯНАО не могут с 2021 года. Именно тогда правительство округа впервые разместило конкурсы на право строительства мусоросортировок, но спустя несколько месяцев департамент ЖКХ отменил их. Чиновники объяснили свое решение удорожанием проектов. Если изначально на все три комплекса планировалось направить 9 млрд руб., то в обновленной конкурсной документации их стоимость вросла примерно в полтора раза. Так, объект в Салехарде оценивается уже в 4,285 млрд руб., Муравленко — 5,297 млрд руб., а Новом Уренгое — 5,549 млрд руб., суммарно более 15 млрд руб.
Кроме того, ситуацию со строительством комплексов осложнили проблемы при проектировке объекта в Новом Уренгое. Документация получила отрицательное заключение госэкспертизы. Теперь ее необходимо доработать и заново пройти все процессы согласования, включая публичные обсуждения. Разработкой проекта занимались ООО НПО "Фундаментстройаркос" (Тюмень) и ООО "НИИ Проект "Территориальная Мастерская № 17" (Нижний Новгород).
Все эти проблемы приводят к тому, что ЯНАО испытывает острый дефицит как мощностей по обработке, так и захоронению ТКОю. а имеющиеся немногочисленные полигоны постоянно оказываются в центре внимания из-за нарушений. К примеру, к площадке в Вынгапуровском, которую эксплуатирует МУП "Ноябрьскспецавтотранс", не раз предъявляли претензии различные госорганы, включая Роспотребнадзор, Госжилнадзор и Росздравнадзор. А экоактивисты обнаружили, что при выделенной под него территории в 2,8 га он занимает вдвое большую площадь. При этом более половины полигона, со слов экологов, заходит на территорию соседней Югры. Ситуация оказалась настолько вопиющей, что к изучению проблемы уже подключилась прокуратура ЯНАО. Также общественники выявили нарушения на полигонах в самом Ноябрьске, Губкинском и Тарко-Сале.
При этом население ЯНАО с самого старта мусорной реформы в 2019 году исправно оплачивает услугу по вывозу отходов, в стоимость которой могли быть включены расходы на строительство новых объектов. По данным терсхемы, в округе проживает 512 тыс. человек, которые за пять лет заплатили регоператору порядка 5 млрд руб.