Олег Шеин: Российскому капиталу интересна грошовая экономия, но не продолжительность жизни граждан
Эксперты Центрального экономико-математического института РАН представили исследование, из которого следует, что экономика страны теряет в год из-за преждевременного ухода из жизни граждан от 10 до 17% ВВП. Казалось бы, в ситуации, когда правительство латает дыры в бюджете, урезая социальные программы или, по крайней мере, финансируя их недостаточно, нужно было бы действовать наоборот, чтобы в будущем ослабить эффект преждевременной смертности, не говоря уже про увеличение продолжительности жизни в целом и улучшение качества жизни. Но в сложившейся системе более важны сиюминутные потребности и грошовая выгода, нежели игра в долгую. Об этом своим мнением с Накануне.RU поделился вице-президент Конфедерации труда РФ, политический и общественный деятель Олег Шеин:
— Есть исследования российских учёных, в том числе такого очень хорошего учёного, как Гузели Улумбековой, о том, насколько могла бы быть другой продолжительность жизни в Российской Федерации при другой системе финансирования здравоохранения, более полноценной. Ряд других стран в схожих условиях благодаря своей государственной политике отвечают на такие вызовы, как высокое число сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.
По тем материалам, которыми Академия наук располагает, в среднем гражданин Российской Федерации на 9 лет раньше уходит из жизни из-за сердечно-сосудистых заболеваний и примерно на пару лет — из-за онкологических. Соответственно, если он уходит раньше из жизни, то более ранняя смертность распространяется не только на возрастные группы, но и на группы людей более молодых, и продолжительность жизни в России одна из самых низких — мы находимся на 130 месте между Камбоджей и Филиппинами.
Отсюда возникает история, связанная с тем, что люди, которые имеют определённые трудовые навыки, которые учились — а образование есть очень важная ценность — трудились и могли бы ещё приносить пользу экономике, этих людей с нами больше нет. Насколько глубокие потери несёт российская экономика? По минимальной оценке Академии наук, это цифра начинается от 15 триллионов рублей. Максимальная их оценка — 24 триллиона. В процентах к российскому ВВП разница получается в 10-17%.
При этом, если мы посмотрим, насколько Россия отстаёт по части финансирования здравоохранения, например, от стран Европы именно по процентам ВВП, то разница будет около 5%. То есть деньги, которые можно было бы вложить в здравоохранение — они бы сторицей вернулись в российскую экономику. Но это из той категории, когда российский капитал видит грошовую экономию здесь и сейчас, и при этом не видит выгод от вложений в медицину или, например, в образование в относительно близком будущем.
К тому же на преждевременную смерть влияет и пенсионная "реформа", потому что она предполагает снижение уровня жизни. Антипенсионная реформа привела, очевидно, к снижению уровня жизни людей, особенно находящихся в соответствующих возрастных группах, и безусловно, если уровень жизни ниже, то и смертность будет выше. Поэтому нужно больше вкладываться в здравоохранение и здоровье общества, чтобы оно больше давало экономике.