Иногда они возвращаются. Кто едет в Россию по госпрограмме — соотечественники или гастарбайтеры?
Накануне общественность взбудоражила новость об очередных проблемах с переселением соотечественников в нашу страну. Крупные патриотические и военкорские телеграм-каналы опубликовали крик души русского IT-шника из Казахстана, который с семьей проходит все круги ада, пытаясь получить гражданство и "релоцироваться" — но не из России, а в Россию.
Он подал документы в Челябинске, сдал экзамен на русский язык (!), однако обнаружил, что в УФМС приоритет отдают мигрантам, которые к тому же чуть ли не на ходу раздают взятки, чтобы решить нужные им вопросы, в том числе с воинским учетом.
"В Казахстане если ты переселенец "кандас" этнический казах, тебе везде зеленый свет. А у нас этот путь очень труден. Два года, не меньше, — написал он и добавил: — Я русский, хочу домой!"
Звучит почти как припев из песни Шамана, хотя это лишь горечь рядового IT-шника. И дойти до конца ему все же удастся — ложечки нашлись, когда после широкого резонанса в ситуацию вмешался лично начальник полиции Челябинской области Игорь Белецкий, но осадочек остался. Сколько еще таких соотечественников, разбросанных по странам бывшего СССР и не только, которые оставляют всякую надежду жить в России, сталкиваясь с бюрократической машиной, имеющей совсем другие приоритеты?
Программа есть, а переселений соотечественников все меньше
Популярность программы по переселению испытывает некоторый кризис — и с количеством пребывающих, и со смыслом самой идеи возвращения. Госпрограмма по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, была утверждена указом президента еще в далеком 2006 году.
В соответствии с Федеральным законом, соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории РФ и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории РФ, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с РФ, лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории РФ.
Программа принималась с учетом потребностей развития отдельных российских регионов, где либо есть нужда в трудовых ресурсах, демографические проблемы и наблюдается отток населения. Но это в теории, на практике все выходит несколько иначе.
На 2022 год по госпрограмме в Россию переселились свыше 1,1 млн человек, заявляла начальник Главного управления по вопросам миграции МВД России Валентина Казакова в ходе Всероссийской научно-практической конференции "Россия: единство и многообразие". По состоянию на 1 октября 2023 года в Государственной программе принимали участие 79 субъектов Российской Федерации в восьми федеральных округах.
Льготы и содействие в переезде оказывается гражданам стран бывшего СССР, на сегодня в программе участвуют Армения, Киргизия, Латвия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Азербайджан, Белоруссия, Казахстан. Согласно последним данным мониторинга Государственной программы по переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в третьем квартале 2023 года было принято 6,1 тыс. заявлений об участии в программе, и это на 16,4 тыс. человек (вместе с членами семей) меньше, чем за аналогичный период 2022 года, в целом число желающих переехать упало практически в два раза.
Но падение началось раньше, например, в конце 2022 года соотечественникам было оформлено 7,2 тыс. свидетельств участника госпрограммы, что было еще на 19,9 тыс. человек меньше числа потенциальных переселенцев в IV квартале 2021 года. В 2021 году за последний квартал было подано 10 тыс. заявлений на переселение, а переехали и были оформлены по ранее намеченному плану 18 тыс. человек. В 2022 году, как указано выше, цифры резко просели. Падение составило 22%.
Около 70% соотечественников переселяются в регионы, расположенные в Центральном, Уральском и Сибирском федеральных округах. 19,3% в качестве постоянного места жительства выбрали территории в сельской местности, говорится в мониторинге.
Интересно, что до 2022 года Уральский федеральный округ не пользовался такой популярностью, например, в 2021 году основная масса "возвратившихся" приходилась на ЦФО. В третьем квартале 2023 года УФО как место жительства выбрали 4,7 тыс. человек, а Центральный федеральный округ — 3,4 тыс. переселенцев. Остальные регионы удостоены вниманием в гораздо меньшей степени — до 2 тыс. Приволжский и Северо-Западный округа не добрали даже тысячи новых жителей и работников. С чем связан такой резкий рост привлекательности Урала, остается догадываться, но также учитывать возросшую потребность в рабочей силе на промышленных и оборонных предприятиях.
А вот главные источники мигрирующих остаются прежними — лидерами чарта являются Казахстан, Таджикистан и Узбекистан. После 2022 года Таджикистан потеснил на пьедестале Казахстан.
В целом в течение года тенденция с небольшими корректировками сохранялась. При этом регионы с меньшим достатком и большим запросом на увеличение демографии популярностью не пользуются. Основные приросты за счет новоприбывших получают и без того не страдающие от оттока населения Центральный федеральный округ и Уральский федеральный округ. Наибольшее количество прибывших на начало 2023 года было из Таджикистана — 39,6%, Армении — 17,1%, Казахстана — 15,8%, ниже 10% нам дали Узбекистан, Киргизия, Азербайджан, меньше всего прибывших из Латвии, Литвы и Эстонии — около, Грузии — 0,5%, Украины — 0,3%, Белоруссии — 0,1%.
Программу переселения подменили получением гражданства трудовыми мигрантами?
Судя по отзывам на форумах, из той же Украины выехать "соотечественникам" сейчас крайне опасно, для этого нужно гражданство, а удаленно получить его невозможно. Соотечественники из других стран жалуются, что вернуться сложно, несмотря на программу — слишком много формальностей, сбор всех необходимых бумаг затягивается, а для этнических русских, говорящих на своем языке и имеющих высокую квалификацию, не создано никакой упрощенной схемы, они идут наравне с незнающими русский вновь прибывшими трудовыми мигрантами и членами их семей. Намекают, что для этой категории мигрантов "зеленый свет" горит ярче. Но так ли это? И за что мы боремся — за "русский мир" или за приток трудовых мигрантов?
На форумах переселенцев часто пишут, что из-за бюрократии или по надуманным причинам многим приходит отказ в оформлении участия, так, например, основанием в одном случае стало "предоставление поддельных документов" только потому, что работодатель "соотечественницы" не представил в налоговый орган отчетность по налогу на доходы (форма 2 НДФЛ). "При этом отчетность по страховым взносам была представлена, взносы были оплачены. Несмотря на это, УМВД по Рязанской области пришло к выводу о фиктивной трудовой деятельности", — пишут по теме "Отказ УМВД" на сайте "Правдоруб".
Вот что пишут русские переселенцы из Средней Азии, свою историю они опубликовали на Пикабу: "В 2020 году мы за полгода так и не смогли дозвониться до МВД РФ в стране, чтобы встать в очередь (тогда еще не было электронной записи на прием). А при сборе документов нашлась целая куча ошибок в них, и мы начали постепенно их менять на новые. Всю осень звонили, но безуспешно. И вот в самом начале 2021 года нам повезло и супруга дозвонилась и встала на очередь. Так как у нас все готово, мы буквально через два дня пришли на первую подачу заявления и сотрудник представительства опять нашел ошибку в свидетельстве о браке. На удивление, ошибок в самом заявлении не было. (...) И вот в начале февраля мы очень легко подали заявление на программу переселения. Хочу пояснить, что все как огня боятся подачи заявления и не могут даже за 3-4 раза его подать, хотя почему так происходит, я так и не понял".
Подобных историй много, придираться к количеству бумаг в папке с документами, сроках подачи той или иной заявки у нас в бюрократической системе могут, умеют, практикуют. Но доходит и до обидных курьезов, особенно опасных в столь для нас идеологически важной теме — притока русскоязычного населения на фоне демографического кризиса и нехватки кадров. Участник программы, переезжающий из Казахстана, о котором шла речь в самом начале материала, обратился к известному блогеру Сергею Колясникову со своим "криком души". По словам соотечественника, он работает IT-шником и планирует купить квартиру в Челябинске. Его случай вызвал широкий читательский резонанс.
"Что творится в УФМЦ Челябинска, словами не передать. Куча мигрантов. Узбекистан, Таджикистан. При мне документы подавала женщина, которая не говорила по-русски. С ней был помогайка. У нее основание, что сын гражданин РФ. Но ей сказали, что он должен встать на учет в военкомат. Помогайка стал кому-то звонить и узнавать насчет печати в военкомате. При этом при всех говорит, что он сделает ему липовый учет, иначе его на СВО отправят. И она получит гражданство. А я русский, сдал экзамен по русскому языку!.. На подачу документов записывают на два месяца вперед. Почему нельзя сразу принять документы у русского, я не понимаю. Я русский, хочу домой", — публикует обращение телеграм-канал Zergulio.
"Что тут сказать. Я не понимаю, почему последние 30+ лет Россия сотнями тысяч раздает российские паспорта не знающим русского языка мигрантам без образования и профессии, а этнические русские, образованные, с востребованными специальностями — вынуждены годами проходить все круги ада. Имхо, это какая-то глобальная диверсия против России. Плюс попутно огромные заработки на взятках от диаспор. Других причин тут просто не может быть", — пишет в ответ сам Сергей Колясников.
После внимания к этой публикации со стороны других телеграм-каналов — "стотысячников", в ситуацию вмешался лично начальник полиции Челябинской области Игорь Белецкий, и проблема переселенца была оперативно решена. Но сколько подобных примеров остается вне внимания высокого руководства?
В России пора изменить подходы в целом к миграционной политике, говорит в беседе с Накануне.RU депутат Государственной думы Оксана Дмитриева. По ее мнению, в основном, сейчас есть острая нехватка именно квалифицированной рабочей силы, а люди определенной квалификации могут быть среди соотечественников:
"Вопрос миграционной политики, вопрос о репатриации соотечественников нуждается в корректировке, но, с другой стороны, это просто предоставление гражданства трудовым мигрантам. Если говорить о репатриации соотечественников, мы безусловно должны предоставлять возможность возвращаться на родину коренным этническим национальностям, которые есть в Российской Федерации, для которых родной язык русский, либо один из основных языков коренных народов Российской Федерации. Нужно думать, как удержать здесь людей и как возвращать тех, кто уехал".