Леонид Хазанов: Продажа акций Polymetal Султанату Оман может быть способом ухода из-под западных санкций
Второй по величине в России производитель серебра и один из ведущих золотодобытчиков, компания Polymetal, на 23,9% теперь принадлежит Султанату Оман. Это контрольный пакет в холдинге, предприятия которого расположены в Магаданской и Свердловской областях, Хабаровском крае, в Якутии, на Чукотке и в Казахстане. Эксперт в сфере промышленности Леонид Хазанов в беседе с Накануне.RU обращает внимание на то, что пока неясно, откуда вообще этот оманский фонд взялся — как будто бы из ниоткуда, как черт из табакерки. Хотя интерес арабов к нашему золоту может быть вполне искренним.
— Вот эти 23,9% акций купил не Султанат Оман, а оманский фонд Mercury Investments International LLC (MII LLC). Кто за ним стоит, мне лично не совсем понятно, информация очень размытая, но, допустим, что, действительно, государство Оман.
Что это значит? Вполне возможно, что это способ ухода из-под санкций, потому что против Polymetal действуют западные санкции, они были введены относительно недавно. Соответственно, они могут затруднить ему продажу золота за границу. Ну, как затруднить — золото-то купят, но хорошие скидки потребуют.
В принципе, возможно, это такой способ ухода из-под санкций, когда говорят — "пардоньте", акции принадлежат уже зарубежным инвесторам, сама компания никак с российским государством не связана, кроме того, что там находятся ее предприятия, но мы никак властями России не помогаем. Обвинения Запада строятся ведь на том, что Polymetal якобы помогает в финансировании СВО.
Для свердловских и других предприятий ничего не изменится. Они как работали, так и будут работать. Может быть, оманский фонд какие-то деньги вложит в развитие бизнеса. Но кто точно стоит за фондом, не совсем ясно. Может быть, это интересы ближневосточных игроков, это могут быть интересы бывших официальных бенефициаров Polymetal, которые просили своих партнеров их так подстраховать. Чисто теоретически могут быть интересы западных игроков — пойди разбери, потому что этот фонд взялся как будто из ниоткуда, как чертик из табакерки. Чем он занимается, что сделал такого интересного — я ничего не нашел. Фонд вообще существует не так давно, с 2017 года — это ни о чем не говорит, можно создать компанию и она просто будет существовать, а для чего это нужно, станет ясно позже.
С другой стороны, это может быть история и про то, как уходят западные инвесторы и их место занимают восточные. Арабам, в принципе, очень интересны наши золотодобывающие компании, на Ближнем Востоке любят золотые украшения. Там испокон века торговали золотом и серебром. Так что интерес может быть вполне искренним.