Все дальше в платную медицину
Платная медицина, как некий призрак из фильмов ужасов, постепенно материализуется в реальности, и вот уже можно ее пощупать не только через кошелек, но и через распоряжения правительства. Так, депутат от КПРФ Алексей Куринный обратил внимание на январское распоряжение, которое определяет виды дорогостоящего лечения для Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Казалось бы, где ценные бумаги, где простые граждане, а где дорогостоящее лечение — все это какие-то персонажи из разных вселенных. Но если присмотреться, то можно найти закономерности, подробнее — в материале Накануне.RU.
"Утвердить прилагаемый перечень дорогостоящих видов лечения для целей применения пункта 9 статьи 102-1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", — сказано в распоряжении и дальше перечислен список лечений. Например, хирургическое, терапевтическое и комбинированное лечение онкологических заболеваний; лечение острого инфаркта миокарда; пересадка клапанов сердца; лечение острого нарушения мозгового кровообращения (инсульта); все виды лечения терминальной печеночной недостаточности и так далее.
Как обращает внимание Алексей Куринный, большая часть этого перечня должна проводиться бесплатно:
"Самое интересное, что практически все эти заболевания в соответствии с законодательством должны лечиться бесплатно! Неужели граждане будут тратить свои деньги на то, что должны получить бесплатно?!"
И тут же депутат поясняет, что речь идет о "долгосрочных сбережениях" граждан — по его словам, это "очередная попытка Правительства РФ внедрить накопительную пенсию (предыдущая с треском провалилась). Тогда почему речь идет о ФЗ "О рынке ценных бумаг"? И причем тут долгосрочные сбережения, которые действительно проталкивались кабмином весь прошлый год и долгое время до этого?
Пункт 9 статьи 102-1 ФЗ "О рынке ценных бумаг" гласит:
"Договор на ведение индивидуального инвестиционного счета не прекращается в случае возврата по требованию физического лица учтенных на индивидуальном инвестиционном счете денежных средств в полном объеме или частично при возникновении особой жизненной ситуации после заключения договора на ведение индивидуального инвестиционного счета. Для целей настоящего пункта под особой жизненной ситуацией физического лица понимается выплата медицинским организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим медицинскую деятельность, в счет оплаты дорогостоящих видов лечения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, в размере стоимости таких видов лечения".
Переводя с бюрократического на русский, можно сказать, что если гражданин хочет потратиться на лечение какого-либо заболевания из списка, то может сделать это из средств его индивидуального инвестиционного счета (ИИС), и он при этом не будет закрыт. Как раз такие ИИС и продвигали всевозможные ведомства и министры ранее, рассказывая о росте доходов и чуть ли не безубыточности. Правда, говорили в кабмине больше про программу долгосрочных сбережений (ПДС), а не про ИИС, но и на ПДС это правило тоже распространяется.
Смысл программы, грубо говоря, в том, что гражданин откладывает какие-то средства на отдельном счету, которые можно инвестировать и накапливать проценты, что в будущем по идее властей должно, видимо, стать пенсией. Разница между ИИС и ПДС только в том, что ИИС — это ответственность самого гражданина, а ПДС — ответственность негосударственного пенсионного фонда (НПФ), который и управляет таким вот счетом. Основная идея в том, что такой вот НПФ может вкладывать средства клиентов и, если не увеличивать их состояние, то хотя бы уберечь от инфляции и сохранить покупательную способность. При этом, как заверяют чиновники, средства эти застрахованы государством (до определенного предела, конечно), а вкладываться, например, в высокорисковые проекты НПФ почти не может. В общем, на словах-то это все звучит неплохо, но на деле получается, что гражданин просто может потратить свою откладываемую "пенсию" на свое лечение. Теперь же с барского плеча правительства за это "пенсию" отключать не будут.
"Что касается накоплений, которые есть только в виде пенсионных, как ими распорядиться, куда их направить, под решение каких задач — это вопрос очень непростой просто потому, что пенсионная "реформа" у нас не только носила и носит перманентный характер, но еще и провалилась. Попытки создать накопительную пенсионную систему в России потерпели крах. Хотя эти попытки делаются — со стороны Минфина мы постоянно слышим заявления про длинные деньги", — говорит в беседе с Накануне.RU экономист Василий Колташов.
Эксперт напоминает, что программы настолько красиво были презентованы — обещался и рост накоплений, и рост фондового рынка — что "психически здоровые люди вряд ли в это поверили", тем более с того времени прошло уже несколько экономических коллапсов.
"У нас был миллион брокерских счетов накануне СВО и остается — люди сделали большие вложения в российские ценные бумаги, но из-за того, что Банк России не установил каникулы на начальном этапе СВО, иностранные игроки вывели деньги с российского рынка и оставили наших инвесторов с убытками. Никто не понес ответственности за это. И это помимо того, что 300 млрд долларов были "забыты" почему-то в западных странах", — напоминает эксперт.
Но нельзя не сказать и про действительно бесплатные виды лечения, на которые теперь будет можно (или теперь уже нужно?) тратить накопления. Эксперты сходятся во мнении, что лечение должно быть бесплатным — это же, вроде как, интерес государства, чтобы граждане были здоровыми и экономически активными? Это же программа госгарантий в сфере оказания медицинской помощи?
"Как только вы вводите туда какую-то позицию, связанную с платностью, значит, вы создаёте конфликт интересов в самом медицинском учреждении. Соответственно, медицинское учреждение, особенно в ситуации, когда они у нас переведены на самоокупаемость и должны зарабатывать деньги, будет объективно заинтересовано в создании каких-то формальных препятствий для получения бесплатных услуг с тем, чтобы люди для ускорения или для более комфортного получения какой-то услуги пользовались, вносили деньги. А раз конфликт интересов, значит, это не в пользу пациентов. Соответственно, будет навязываться. То есть, да, это протаскивание коммерческой медицины", — объясняет в беседе с Накануне.RU председатель профсоюза медиков "Действие" Андрей Коновал.
И такое протаскивание уже есть давно — тут и ускоренное получение лечения, вне основной очереди, и анализы, и более коморфтабельные палаты. Теперь и сложные операции, и жизненно важное лечение, по всей видимости, тоже? Ах да, теперь в платной медицине еще может не быть прослушки. В общем, эксперты сходятся во мнении, что коммерческий сектор действительно может быть, может создавать даже конкуренцию в каких-то вопросах, но он должен быть, во-первых, строго отделен от некоммерческого, во-вторых, здравоохранение, гарантированное государством, должно быть в достаточной мере финансировано и наполнено квалифицированными кадрами, не вынуждая пациентов искать частные клиники просто потому, что ближайший прием по ОМС будет через условный месяц.
"Лечение, конечно, должно быть бесплатным — частная медицина должна существовать только параллельно государственной, а качество государственной необходимо повысить: ликвидировать дефицит сотрудников, сбои в системе работы. Это сложная и затратная область, где прежние реформы проблем не решили, хотя многое было сделано. Но в основном положение остается плохим. А вне Москвы и тем более в глубинке — очень плохим хотя бы из-за дефицита медработников. Их просто нет на такие зарплаты и условия труда, их не хватает. С одной стороны, это означает, что у нас мало учат врачей, медсестер, с другой стороны — ясно, что нужно менять условия работы для тех, кто трудится в этой сфере", — резюмирует Василий Колташов в беседе с Накануне.RU.