Командир Советский Союз: Как совместить экшн и биографию героя
"Я ненавижу Советский Союз" — с этих слов начинается фильм "Командир", и это прекрасно, потому что лента — откровенное признание в любви к СССР, его истории и нашим героям.
Звучит истина от противного, которую никто не собирается скрывать. Слова звучат из уст террориста в американском посольстве, он пытается сбежать из "ненавистного совка", обмотанный проводами взрывного устройства, на переговоры идет Геннадий Зайцев, командир группы "Альфа" КГБ СССР. Это его история, история настоящего Героя, и начинается она задолго до того судьбоносного дня, когда другие экстремисты захватят автобус с детьми — реальное событие и легло в основу фильма. Очень важно, что повествование о Зайцеве начинается не сейчас, а в годы Великой Отечественной войны, когда он сам был ребенком.
Первая часть ленты сделана в лучших традициях советского кино: неспешность и поражающая воображение сегодня чистота повествования, мальчик помогает солдатам в госпитале — читает письма незрячим, рубит дрова, попадает под лед, приносит домой растаявший сахар, чтобы угостить сестер и мать.
После войны — традиционная история целого поколения, в 14 лет пошел на завод, поднимал страну под довольно бодрый ритм "И вновь продолжается бой" за кадром. И если есть "слово пацана", то здесь герой — пацан, который дело делает без слов. Взросление, травма спины и первая любовь. Простые человеческие истории, а на фоне голос из радио:
"Сегодня умер гений человечества товарищ Сталин".
Геннадий Зайцев, которого исполнил однофамилец Кирилл Зайцев, решает пойти служить — его направляют в Кремлевский полк. Внешность главного героя не оставляет даже каких-либо сомнений, что перед нами не просто герой, а какой-то супергерой, типа Капитана Америки, только Командир Советский Союз. Сильный, смелый, честный и добрый.
Немного становится не по себе. С одной стороны, потребители подобного контента и не ждут каких-то резких поворотов от сюжета, с другой стороны — ну, так, товарищи, мы не справимся с голливудской химерой, все слишком просто, приятно, но лубочно.
Что касается сценария, то глаза лезут на лоб, такого из уст героя еще несколько лет назад услышать было просто невозможно. Мало того, что СССР здесь — сильная и вполне красивая страна, в СССР и деревня душевная, как в фильмах Шукшина, а военная подготовка вызывает восхищение, почище боевичков про Рэмбо, но еще и будучи курсантом, Зайцев говорит удивительные вещи. Не про диссиденствующую братию и "кровавую гэбню", не страдает от личных проблем — его беспокоит статья Хрущева. Ведь время на фоне проносится быстро, но довольно резко очерчивая основные события. Итак, Зайцев читает статью Хрущева о разоблачении культа личности Сталина. Командир с прищуром спрашивает — что думаешь ты по этому поводу?
"Культ личности — это, конечно, плохо, — говорит Зайцев. — Но благодаря товарищу Сталину мы одержали победу в войне, через два года отменили карточную систему, по темпам промышленного производства вышли на первое место в мире, может, тогда так было надо?"
А дальше в пику всем критикам, прослезившимся, но зевнувшим на первой части, начинается настоящее кино. История создания группы "Альфа", борьба с террористами, динамика, экшн, "ад и Израиль". Израиль не для красного словца — террористы, захватившие в 1998 году 32 детей и учительницу, просили самолет именно до Израиля, который не имел дипломатических связей с СССР. За заложников требуют 3 млн долларов, миллион золотом, девушку (жену главаря банды) и самолет.
Начинается красная жара. И следить за триллером так же легко, как тяжело реальным руководителям операции было в тот нелегкий декабрьский день.
— Я хочу свалить из совка, — кричит Артем Ткаченко в роли террориста Степана Хачиянца, — эти коммунисты давят на меня со всех сторон!
В один момент террористы предлагают детям игру — растоптать свой красный галстук, и первого, кто это сделает, отпустят. Дети судорожно снимают свои галстуки и начинают прятать их по карманам — нет, это же частица красного знамени! — кричит мальчик. Другой мальчик, Дима, сын секретаря партии — отец предлагает себя за детей, а если не получается, то хотя бы заменить его одного на сына. Мальчик говорит с отцом по рации: "Так будет неправильно, я остаюсь с ребятами".
Когда в обмен на подельника преступники решают отпустить одного ребенка, учительница спрашивает — отпустим самую младшую? И все соглашаются. Это что за дети? Это у нас такие были? В итоге, обменивая половину заложников на оружие, террористы с удивлением наблюдают, как решается вопрос — кто остается. Мальчики встают — пусть уходят девочки — девочки, идите! Простые советские школьники на экране как будто мифические существа из фантастического мира.
Все они выжили, все были спасены командой Зайцева. Не спойлер, а факт из истории подразделения "Альфа".
Еще один такой факт из "фантастической реальности", которая когда-то была правдой: собрать террористам 3 млн по всей стране не могут. На всю страну лишь только 2 млн наличкой. Почему? "У нас свой рубль, — объясняют Зайцеву, — нам не нужно столько долларов, это все, что удалось собрать в банке". С золотом тоже вышел затык, зато люди собрали сами — сложили в коробку все сережки, браслеты и цепочки, хотели помочь детям. Зайцев говорит все вернуть. "Договариваться" с террористами будем по-другому.
Но даже зная конец истории, смотреть ленту интересно, и это самый главный плюс. Без назидания, с конфликтами характеров, на которых держится кино, с народным родительским бунтом, с холодным расчетом в глазах Зайцева и звонком от Горбачева, ведь после того, как дети вернулись к родителям, начинается политический триллер — переживаешь уже за Зайцева, который упустил террористов и отправил в недружественную страну. Скандал! Почему он так поступил и чем дело кончилось — хотя бы это рассказывать не будем.
Заканчивается фильм кадрами не для слабонервных — архивные видео с Красной площади, съемки на 9 мая, Зайцев сидит рядом с Путиным, и все прекрасно в этом мире, кроме, пожалуй, того, что мавзолей Ленина прикрыт фанеркой, как достижения сталинской страны газетной статьей Хрущева.