Работа не уйдет на Федота и даже на искусственный интеллект: что сулит кадровый дефицит
Работодатели будут вынуждены повышать зарплату и улучшать условия для сотрудниковНесколько лет подряд власти выдавали победные реляции о том, что безработица в стране находится на рекордно низком уровне. Многие эксперты предупреждали, что это лишь одна из сторон медали нарастающего дефицита на рынке труда. И вот проблема встала во весь рост, особенно острая ситуация в промышленности — с кадровым голодом столкнулись уже 80% промышленных предприятий.
Дефицит стал острым
20-22 февраля состоялся Санкт-Петербургский международный форум труда, и выяснилось, что чиновники самого высокого уровня крайне озабочены тем, что стране не хватает рабочих рук и инженеров. Например, губернатор Александр Беглов рассказал, что учащихся колледжей Петербурга включают в производственный процесс наиболее востребованных отраслей аж со второго курса.
Но системного ответа на кризис не просматривается. Те же законодатели в последние годы были заняты делами, вроде бы, полезными, но явно не отвечающими на размах сегодняшних вызовов: электронными трудовыми книжками, законом об удаленной работе и режимом самозанятости (который, по некоторым оценкам, только усугубляет ситуацию в промышленности, дополнительно вымывая оттуда кадры).
Председатель комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко откровенно признался, что причина дефицита на рынке труда — ошибка управления. На любом другом рынке ситуация изменяется элементарно — "повысили цену, и дефицита нет". Конечно, россиянам рассказывают, что зарплаты у них растут беспрецедентно, но даже если это и так, то рост зарплат пока явно не переломил ситуацию с кадровым дефицитом.
Еще одной причиной Чернейко называет отсутствие в прошлые годы качественной предиктивной аналитики — баз данных не хватало, зато теперь базы ФНС, ПФР дают информацию о трудовом договоре каждого человека, кто работает хотя бы час в год, так что с прогнозированием станет полегче. Но что же делать сейчас?
— Если вы придумаете профессионалитет, то это все равно три года [для снижения остроты проблемы], — посетовал он.
На самом деле, базы данных ФНС, ПФР — это, конечно, хорошо, но если бы в стране нарастили прием на СПО по нужным специальностям хотя бы два года назад, в известной изменившейся обстановке, то нынешний кадровый кризис не был таким острым. К этому, кстати, тогда призывали уважаемые эксперты, в том числе ведущий экономист ВЭБа, экс-замглавы Минэка РФ Андрей Клепач.
А вообще предпосылки для кадрового кризиса нарастали еще с 2020 года, но чиновничество, как уже было сказано, предпочитало почивать на лаврах рекордно низкой безработицы.
К слову, о новых прогнозах. В преддверии форума Владимир Путин на одном из мероприятий признал, что на рынке труда РФ сейчас не хватает 2,5 млн человек. А вот еще несколько цифр: на сегодняшний день трудоспособное население оценивается в 97 млн человек, и его сокращение (увы, наряду со старением) будет составлять 2% в год, то есть по 2 млн человек. Уже сейчас 80% промышленных предприятий заявляют о нехватке кадров, к 2030 году дефицит рабочих рук прогнозируется на уровне 2-4 млн человек.
Что ждет рынок труда дальше?
Об этом прогнозе до 2030 года подробнее рассказала партнер компании "Яков и партнеры" Елена Кузнецова.
По ее данным, через шесть лет будет не хватать от 1,1 до 2,2 млн специалистов средней квалификации и от 0,7 до 1,4 млн — высшей квалификации.
Сильнее всего проблема затронет:
- обрабатывающую промышленность (0,8-1,1 млн человек),
- логистику (0,3-0,5 млн)
- и торговлю (0,3-0,5 млн).
То есть, дефицит особо будет заметен в отраслях, требующих квалифицированных и обученных кадров. А резервов особенно нет. 2-4 млн обученных человек, готовых к работе, с неба не свалятся никаком волшебным образом, отметила она.
В это время эксперты призывают власть, бизнес и образовательные институты уже начать действовать сообща, и на форуме было заметно движение в этом направлении. Множество баз данных и аналитики есть у платформ для подбора персонала.
Директор по развитию "Авито Работы" Дмитрий Пучков констатировал, что активность соискателей на рынке труда, их готовность рассматривать новые предложения стала на 45% меньше, чем годом раньше, при этом число вакансий за год увеличилось на 69%.
Получаются классические ножницы — растущий спрос и снижающаяся соискательская активность. Самый острый дефицит наблюдается в производственной сфере. Работодатели пытаются привлечь женщин в мужские профессии, старшее поколение или же подростков.
— Тот тренд, который мы видим сейчас, дефицит персонала, наблюдался и был виден в 2020 году. Вот первые ласточки дефицита, они образовались тогда. Более того, если обратиться к коренным причинам этого дефицита, то он образовался еще в 90-е годы. Сейчас самый низкий период рождаемости — и на рынок не выходят те самые молодые, которые могли бы выйти. Вот это коренные причины, — отметил Дмитрий Пучков.
Елена Кузнецова отмечает, что, в сущности, отрасли крупнейшего дефицита и составляют самый большой резерв. В промышленности занято около 9 млн человек, и повышение производительности труда внутри промышленности уже в состоянии дополнительно сверх прогноза перераспределить какое-то количество людей.
Если за последнее десятилетие производительность труда в России росла на 1,2% — 1,9% в год в лучшем случае, то чтобы устранить дефицит структурно по экономике, надо расти на 2,7% в год устойчиво на протяжении семи лет. За недавнюю историю у нас такого не было. Но к этому надо прийти, если стране нужен рост экономики и реализация программ импортозамещения.
Кстати, обновление оборудования и повышение производительности сейчас активно идет на предприятиях ОПК. Повышению производительности в остальной промышленности больше всего мешает жесткая денежно-кредитная политика Центробанка РФ — при таком уровне ключевой ставки и сроках кредитования обновлять производственные линии фактически невозможно.
Большие сложности есть и с производством средств производства — даже формально собственные станки все равно на 70-80% импортные. А китайцы не особо жаждут отправлять нам свою готовую продукцию станкостроения — наши промышленники жалуются, что платить за нее надо уже сейчас, тогда как ждать поставок придется несколько лет.
В промышленность и АПК — за большой зарплатой
Повышение производительности труда на 1% дополнительно в год даст снижение дефицита на 700 тыс. человек. Привлечение же мигрантов (как правило, низкоквалифицированных сотрудников), учитывая структуру дефицита и потребности экономики в квалифицированных работниках, вряд ли поможет. Как считает Елена Кузнецова, даже если мы массово раскинем сети привлечения квалифицированных кадров и на полную запустим программу переселения в РФ квалифицированных русскоязычных соотечественников, то это явно будет не миллион человек, хотя это надо делать безусловно.
Можно задействовать и другие механизмы. По словам Дмитрия Пучкова, сама "Авито Работа" активно занимается популяризацией рабочих профессий. По данным платформы, в настоящее время 39% студентов считают работу в промышленности действительно интересной, однако, согласно исследованию ВЦИОМ, только 5% россиян считают, что рабочие специальности достаточно привлекательны с точки зрения оплаты труда. Порой это лишь стереотипные представления, не соответствующие реальным тенденциям.
— Например, агропромышленные предприятия ищут специалистов на такую давнюю профессию как агроном, и когда мы говорим "агроном", у нас в сознании возникает что-то из прошлого — поле, сапоги, но сейчас это оператор, который управляет датчиками, высококвалифицированный специалист, зарплата которого может измеряться несколькими сотнями тысяч рублей. И когда ты начинаешь просветительскую работу со студентами, у них открываются глаза на то, что рабочие профессии — это модно, престижно, и стоит обратить на это внимание, — подчеркнул Дмитрий Пучков.
Он убежден, что такая деятельность по просвещению даст свои плоды, наряду с другими факторами, такими как демографические условия, выход на рынок труда родившихся в 2000-е, рост автоматизации производств и повышение производительности труда на предприятиях.
У дефицита есть и плюсы
Плюс в том, что нынешний рынок труда — это рынок соискателя.
На первом месте у соискателей остается уровень дохода, и предлагаемый в вакансиях уровень зарплат растет, а на второе место вышли гибкие условия труда. Интерес к удаленному формату вырос еще в период пандемии, но этот тренд так и остается с нами сейчас в виде уже гибридного графика — совмещения работы из офиса и работы из дома, хотя понятно, что не для всех профессий это будет актуально.
Как отмечает директор макрорегионального филиала "Северо-Запад" ПАО "Ростелеком" Александр Логинов, когда после пандемии компания вернула людей в офис, но дала возможность работать в комбинированном режиме, то увидела рост удовлетворенности работодателем на 20% по сравнению с полностью удаленным форматом. Он делает вывод, что многим важен именно гибридный график, а не полностью офисный или удаленный режим, тут необходимо соблюдение баланса.
— Сегодня самый большой бич — даже не оплата труда или какой-то "сумасшедший босс", а тема одиночества, все больше и больше одиноких людей в нашей стране, их количество на 40% за 20 лет увеличилось, — сетует Александр Логинов. Также он призывает работодателей самим поддерживать профсоюзные движения, потому что плотный контакт с ними дает дополнительный контакт с коллегами, что крайне важно для самочувствия сотрудников, а значит, для их удержания.
Руководитель направления по работе с ключевыми клиентами "Авито Работы" Анна Осьмак отмечает, что многие соискатели сейчас хотят соблюдать work-life balance, в свою очередь, работодатели готовы ответить на эти потребности, конкурируя и за тех, кто хочет совмещать работу с учебой, и за мам с детьми. Также люди предпочитают работодателей, которые готовы инвестировать в сотрудников — предлагать обучение за счет компании, оплату питания, корпоративной связи, проезда.
— У людей сейчас больше предложений на руках, поэтому мы и говорим о том, что нынешний рынок труда — это рынок соискателей. Они сейчас могут выбирать для себя работодателя, искать ту самую работу своей мечты и, естественно, предъявлять со своей стороны некоторые требования, к которым относится и гибкий график работы, — говорит Анна Осьмак.
Еще о плюсах — не было бы счастья, да дефицит кадров помог, ведь ситуация заставляет повышать зарплаты. Согласно исследованию "Авито Работы", в 2023 году средние предлагаемые зарплаты в вакансиях выросли примерно на 30% по сравнению с 2022 годом.
Елена Кузнецова из компании "Яков и партнеры" считает, что сейчас самому бизнесу надо думать про повышение зарплаты и улучшение условий труда на дефицитных профессиях — это неизбежность, и лучше возглавить этот процесс, чтобы не остаться без кадров завтра.
— Кто-то думает, что это явление временное, что рассосется, но оно не рассосется. Поэтому лучше начать раньше — и повышение зарплаты, и улучшение условий труда, потому что привлечь квалифицированных рабочих на промпредприятия непросто — они опять же думают не только про зарплату, но и про условия труда по сравнению с альтернативной занятостью, которая есть — пойти в курьеры, фрилансером.
Можно предположить, что теперь сама жизнь заставит работодателей улучшать условия, платить больше зарплаты — и со стороны работников даже не нужно никаких выступлений трудовых коллективов в желтых жилетах. Как оно будет на самом деле? По всей вероятности, если уровень вовлеченности государства останется на уровне регулирования самозанятости и внедрения электронных трудовых книжек, то худшие прогнозы могут и оправдаться.
По мнению экспертов, государство как минимум должно помочь с настройкой системы образования под потребности рынка, под дефицитные профессии, необходимые квалификации. ДПО нужно в разных местах во всех регионах и максимально приближенное к работодателю, обычные программы СПО надо приближать к потребностям работодателя, всячески поддерживать программы повышения производительности труда. И делать это надо было еще вчера.
А вдруг искусственный интеллект заменит человека?
Наверняка, у многих "наверху" есть такие надежды, некоторые даже их открыто озвучивают.
Однако эксперты на форуме говорили, что кардинальным образом специальности на рынке труда не изменятся, не уйдут в прошлое отдельные профессии — просто будет меняться их наполнение. Как с приходом компьютеров не исчезла профессия бухгалтера, так и искусственный интеллект не заменит человека — просто станет дополнительным инструментом в работе, поэтому так важно проходить дополнительное обучение и повышать квалификацию.
И все-таки сейчас мы, скорее всего, наблюдаем выход на некое плато трудового дефицита, считает Дмитрий Пучков из "Авито Работы".
— Дальше по классике, скорее всего, мы будем либо сохраняться достаточно долго на этом промежутке и, возможно, увидим небольшое снижение, если не произойдет других каких-то важных вещей. О чем это говорит? О том, что конкуренция будет продолжаться, будет все более острой, наверняка рынок будет адаптироваться, и тем не менее напряженность стабилизируется, — подводит итог Дмитрий Пучков.