Михаил Делягин: Для реализации послания нужно коренное изменение хозяйственного механизма
Послание президента Федеральному собранию было наполнено, как всегда, множеством цифр, смыслов и инициатив, как для внешней, так и для внутренней политики. Учитывая контекст, можно сказать, что это уже не столько послание, сколько предвыборная программа, тем более что большая часть мер продолжится до 2030 года. И есть действительно полезные меры, такие как списывание 2\3 задолженности регионов по бюджетным кредитам или снижение налоговой нагрузки на семьи, стимулирование бизнеса, вкладывающегося в различные проекты.
Правда, когда президент заявил, что сегодня Россия — крупнейшая экономика Европы по размеру ВВП по паритету покупательной способности, а цель ближайшей перспективы — войти в четверку крупнейших экономических держав мира, возник некоторый скепсис. А возможно ли это? Да и возможны ли все другие перечисленные меры, ведь бюджет признан дефицитным, правительство экономит, а по подсчетам некоторых телеграм-каналов, до 2030 года на это могут понадобиться триллионы и триллионы рублей. Так чего ожидать от следующих шести лет?
Своим мнением в беседе с Накануне.RU поделился экономист, депутат Госдумы Михаил Делягин.
— Чего вы ожидали от послания президента? Услышали ли то, что надеялись услышать?
— Я, честно говоря, ожидал меры по преобразованию хозяйственного механизма — по ограничению произвола монополий, по разумному протекционизму, по развороту налогово-таможенной системы от поощрения экспорта сырья к его переработке и созданию добавленной стоимости внутри страны. Но понятно, что эти меры не среди всех олигархов найдут отклик, поэтому, наверное, это не про предвыборное послание, а эти меры предусмотрены в целевых установках, что 2/3 экспорта должно стать несырьевым, что необходимо на 70% увеличить производство добавленной стоимости внутри страны, привлекать инвестиции и так далее. Понятно, что решить эти задачи без коренного изменения действующего хозяйственного механизма невозможно.
Среди того, что было сказано, на меня произвело очень глубокое впечатление, что у нас, по сути, формируется новый демократический механизм, на это мало кто обратил внимание — президент начал с того, что все стратегические инициативы рождены в ходе общения с народом, это высказано людьми. На самом деле это то, благодаря чему большевики в свое время взяли власть, потому что они были единственной силой, которая все время слушала народ и прям прислушивалась к изменению мнения народа. Это одна часть демократии, которая формируется, а другая часть — это привлечение на ключевые позиции вместо "фиктивных менеджеров" и "молодых технокрадов" людей, которые прошли проверку СВО. И это тоже новый демократический механизм, который будет создаваться.
Эти тезисы были разнесены по разным частям послания, но вообще послание очень интересное, потому что очень много локальных вопросов — понятно, что это закон жанра — склеиваются в единую картинку только потом, когда начинаешь вспоминать.
— Например, что вы имеете в виду?
— Я, например, успел выразить глубокое огорчение отсутствию изменения хозяйственного механизма, а потом подумал — подождите, а там же ставились цели по изменению структуры экспорта, привлечению инвестиций, причем в наиболее технологические сферы по росту добавленной стоимости. Этого же невозможно достичь при нынешних правилах игры, значит, они будут фундаментально меняться.
Причем про налоговую систему было сказано только про амнистию малому и среднему бизнесу, который занимался разбиванием бизнеса, чтобы получать льготу, которую он не заслужил, как я понимаю, может быть, часть "инфоцыган" тоже попадет под эту категорию, но значительная часть нормального бизнеса, в том числе хорошо знакомые мне люди, льготами воспользовались, а потом им налоговая начала объяснять, мол, а вы во всем виноваты.
И доказать, что человек, который полдня работает у меня, полдня занимается своими делами — что он работает в том числе у меня, и поэтому у меня количество занятых больше, чем численность постоянных занятых — это вечная проблема, и хорошо, что эта вещь нашла свое отражение. А второе — это очень мягко сказано про изменение структуры налогообложения, которым займется правительство, и уже даже Силуанов сказал, что все подготовлено, но я думаю, что это будет менее радостно для господ олигархов, чем обычные их слова.
— Кстати, про налоги, президент предложил модернизировать налоговую систему, чтобы снизить нагрузку на семьи…
— Изменение налоговой нагрузки, увеличение налогового вычета для семей с детьми — это вообще "Справедливая Россия" предложила, к которой я принадлежу. Это послабление не столь значительное, как хотелось бы, но тем не менее это послабление существенное. А учитывая увеличение МРОТ, конечно, не до реального уровня, но хотя бы до 35 тыс. рублей к 2030 году — это вещь хорошая, если, конечно, удастся сдержать рост цен, что требует ограничения произвола монополий. Но, в общем, очень приятное впечатление произвела эта программа.
Понятно, что это послание, но на самом деле это программа преображения России, и мне очень понравилось, что говорилось много о высоких технологиях, причем подробно говорилось. Говорилось о том, как преодолевать узкие места — названы два узких места: это лютый кадровый дефицит и проблема в образовании. Правда, не говорилось, что проблема в содержании образования, а не в достаточно отремонтированных школах, но это, видимо, уже слишком сложно. По крайней мере, для аудитории, перед которой президент выступал, которая бурно все одобряла и одобряет.
Это же вечная история — как у нас повысить качество образования? Ну, давайте построим 15 университетских кампусов. Что, не улучшается образование? Ну, давайте построим тогда 25 кампусов. На самом деле Счетная палата достаточно давно провела исследование и зафиксировала, что, например, стимулирование инвестиций никакого отношения к реальной инвестиционной динамике не имеет, это какое-то занятие, которым Минэкономразвития занимается само в себе и на реальную жизнь это влияния не оказывает. И это определила Счетная палата, которая проверяла эффективность использования бюджетных денег.
— Что касается списания 2/3 задолженности регионов по бюджетным кредитам — хватит ли средств?
— Поддержка регионов — это хорошо. Другое дело, что никто не думает — а почему эти долги возникают? Если их приходится регулярно списывать, они же отчего-то возникают, они же не от коронавируса возникли и не от СВО. С другой стороны, масштабная программа производительных сил как раз обеспечит и поддержку регионов, и повлияет на бюджетное состояние регионов в том числе. Конечно, нужно менять в принципе межбюджетные отношения как таковые, нужно возвращаться к нормальному бюджетному федерализму, но это, опять-таки, слишком серьезное изменение, которое не понравится властям Москвы и Питера, поэтому об этом пока не говорится.
— Некоторые умельцы посчитали, что для выполнения всех озвученных мер на несколько лет понадобится 452 триллиона рублей…
— 452 триллиона? Ну это бред какой-то. Это 3 годовых ВВП. Они как-то криво посчитали, я думаю, запятые просто не там поставили. Все, о чем говорил президент, касалось сотен миллиардов, рассчитанные меры касались единиц триллионов. Деньги большие, но я как раз сейчас открыл сайт Минфина — у нас Фонд национального благосостояния составляет 11,9 трлн рублей. Причем, когда говорят, что часть этих денег неликвидны, это такой условный неликвид, потому что эти деньги можно высвободить достаточно легко и с небольшими потерями.
Я люто ругал бюджет этого года, потому что там более полутриллиона рублей предполагалось просто на счетах федерального бюджета, и в следующие годы — более 1,4 трлн. Так вот они для этого и замораживались. Причем, президент говорил о некоторых расходах как о дополнительных, а в некоторых случаях слово "дополнительные" не упоминал. Поэтому я вполне допускаю, что часть этих расходов в бюджет уже зашита.
Плюс, много в бюджете таких резервов, о которых неспециалист даже не подозревает. Например, есть такая штука — единый налоговый платеж, его бизнес платит 27 числа. Соответственно, если 27 число приходится на последний или предпоследний рабочий день месяца, то налоговая служба с казначейством эти деньги обработать не успевают, и они подлежат расходу не в следующем месяце, а только через месяц. Поэтому они на месяц просто зависают. Региональные бюджеты на этот счет орут благим матом, но вот на 30 июня это было, по данным Федерального казначейства, 1 трлн, а на 31 декабря — уже 1,4 трлн. Может быть, в этом году эта сумма подойдет к 2 трлн, в следующем году так уж точно. Вот пожалуйста — эти деньги не нужно ни у кого из кармана вынимать, они зависают в казначействе, даже не в каких-то олигархических банках, они просто висят от бесхозяйственности.
Поэтому, возвращаясь к 452 трлн рублей, видимо, где-то запятую потеряли, причем хорошо так потеряли.
— Получится ли войти в четверку крупнейших экономических держав мира? Тем более, по словам президента, Россия уже сегодня — крупнейшая экономика Европы по паритету покупательной способности?
— Считать по паритету покупательной способности сложно, потому что структура потребления в разных экономиках несопостовима. То есть это хорошо с точки зрения социального самочувствия, но у людей от этого в условном Марий Эл или Костромской области денег в кармане не прибавится. У нас сейчас с этим не очень все хорошо, мы по-прежнему колониальная экономика, которая выводит сырье и гордится этим, минимально это сырье перерабатывая. И вся налоговая система направлена на подавление переработки нефти, металлов на территории РФ. Это придется исправлять. Хотелось бы, конечно, исправлять по-хорошему, но увы.
— То есть даже если экономика станет четвертой в мире, то, как вы сказали, у людей денег в кармане не прибавится?
— Специфика русского сознания заключается в том, что мы себя сравниваем все время с идеалом. Обычные люди сравнивают себя с соседями, со своими планами, с прошлым. А мы все время сравниваем себя с идеалом. Соответственно, если мы на 5 копеек хуже идеала, то дальше начинается разрывание волосяного покрова и вопли, что мы такие плохие, такие неэффективные. Я специалист по нашим проблемам, порокам и прочей лабуде, но когда я смотрю на качество управления даже в США, на качество стратегического планирования в Китае, то тех самых людей в финансово-экономическом блоке РФ, которых я заслуженно мешаю с грязью каждый день, начинаю уважать. Потому что, да, мы живем намного хуже, чем мы должны бы жить, исходя из того, как мы работаем, какие у нас есть ресурсы, но качество управления у нас выправляется.
Мы видим в мире экономическую депрессию. Европейскую экономику ведь уничтожили не мы, они сами себя уничтожили. Есть огромные проблемы и у японской экономики. И вполне возможно, что вот так понемногу развиваясь, особых рывков не делая — хотя если у нас экономический рост ниже на 10% в год при наших сегодняшних возможностях, чем мог быть, то это основание для уголовных расследований, с моей точки зрения, откуда взялась такая вопиющая неэффективность. Но на фоне проблем, которые испытывают даже китайцы сегодня, мы смотримся очень даже неплохо. При этом потенциал платформенного управления экономикой при всех наших страхах в отношении электронного концлагеря, искусственного интеллекта, при всем нашем ужасе в отношении цифровизации медицины — при всем этом цифровое управление отличается потрясающей эффективностью.
У нас экономический спад был в два раза меньше в 2020 и 2022 годах, чем он должен был быть по любой понятной модели. Никто с коррупцией особо не боролся при этом. Это произошло за счет эффективности использования бюджетных средств с экономической точки зрения, при этом ФЗ-44 никто даже не пытался толком изменить, он как был дремучим и разрушительным, так и остался. То есть мы хорошо понимаем свои проблемы и пороки, но мы недооцениваем, во-первых, проблемы наших конкурентов, а во-вторых, то, что у нас хорошо, мы привыкли недооценивать.
— Звучит оптимистично.
— Я не могу сказать, что я оптимист, но послание хорошее.