Сериал "ГДР": Как кубик Рубика, где все хорошо в отдельности, но в целое пока не складывается
Шпионский сериал "ГДР" — детектив о разведчике, который продолжает делать свою работу и отстаивать интересы Родины даже тогда, когда все уже почти потеряно. Помните советскую киноклассику — "Гипс снимают, клиент уезжает"? Так вот. Берлинскую стену сносят, Германию объединяют, СССР катится стремительно к развалу. История основана на реальных событиях и по времени помещена на слом эпох. Впрочем, из реальности в сериале — лишь "рыба", и да — показано, откуда она гниет. Все остальное вполне подходит под "хит сезона", но все вместе не складывается. Подробнее — в рецензии Накануне.RU.
Осень Советского Союза и 1989 года, в стране "горбачевская перестройка", а на подступах — ракеты НАТО. В ГДР все бурлит, в центре сюжета — захватывающие будни майора КГБ Александра Нечаева — на работе и дома. И здесь начинаются первые нестыковки. Актер, конечно, красивый, но в сети сразу высказали возмущение — такой разведчик провалится несомненно, высоченный и голубоглазый. Хорош для экрана, а для разведки? Наш зритель знает, настоящий КГБ-шник должен быть неприметным и среднего роста.
Хотя вот тут как раз есть с чем поспорить. Ибо назвать главного разведчика советского кино, а затем и народного фольклора Штирлица неприметным — уж точно не получится. А вот грандиозный успех и всенародная любовь получились, как и выполнение задач, которые ставил перед собой КГБ времен 70-х, курируя кинопроект. Кстати или не кстати, но нельзя не вспомнить. Глава КГБ Андропов, как бы инициировавший киноленту про Штирлица, не только ненадолго стал затем генсеком — фактически главой СССР, но и — вот тут внимание! — считался именно тем партбонзой, что "вытащил" Михаила Горбачева из степей Ставрополья в кабинеты Кремля.
Первое, что приятно поражает воображение современного зрителя в "ГДР" — отсутствие нелицеприятных клише о ребятах в штатском. Никакой клюквы, наоборот — малины многовато: девушки падают к ногам красавца, пока он мечется в раздумьях над разводом. Чем обязаны такому обелению спецслужб? Сразу возникла конспирологическая версия, которая, между прочим, в некоторых источниках подается, как вполне себе официальная, мол, сняли сериал к выборам, а главный персонаж — аккурат списан с кого бы вы думали? Да, Владимир Владимирович в это время был в этом месте, служил в ГДР, и если версия таки надуманная, то аналогия возникает самая предумышленная.
А кто же тут главный злодей?
Интересно следить за сюжетом лишь в первых сериях, затем все как-то тонет в запутанности, которую надо уметь плести, чтобы зритель не ощущал себя слегка одураченным.
Увы, здесь повторения интриги, как у "Слова пацана", не получилось, никто не обсуждал решения героев до выхода очередной серии. Их, наверное, даже сценаристы не обсуждали, так как в этом отношении логика хромает: сдержанный и продуманный майор, который сыплет перлами, как сами знаете кто, то он говорит про обстановку вокруг "Раньше выстрела не падаем", мол, работаем и все, то в личной жизни вдруг теряет всю свою мудрость, заподозрив жену в измене, даже не проверив первичное впечатление. Да и другие сюжетные линии идут как будто невпопад.
Но, тем не менее, сериал стал самым обсуждаемым, и это снова серьезный успех платформы Wink. "Ростелеком" (Wink) в смысле кинопроизводства, похоже, на голову вышел вперед своих российских конкурентов. "Слово пацана" вообще вне конкуренции, как ни относись к его сути, а теперь вот "ГДР". Хотя здесь вопросов у зрителя будет побольше.
Любопытно, что зрительский акцент, судя по откликам, оказался сфокусирован не на шпионской динамике, а прикован к как бы второстепенным героям — все с интересом следили за ожившими диалогами Михаила Горбачева с Раисой Максимовной, его перепалкой с Борисом Ельциным, беседами с коварным Эдуардом Шеварднадзе и мудрым главой ГДР Эрихом Хонеккером, который прямо предупреждает болтливого перестройщика:
— Рухнет стена — рухнет социализм, и не только в Германии, но и в Европе. Во всем мире.
— Что ты хочешь сказать? Что "Перестройка" ослабит СССР? Ну, нет, Эрих, нет. Вам, кстати, тоже нужна перестройка. Мы слишком долго стояли на месте, надо идти вперед, — горячится Горбачев, поддерживаемый ехидными взглядами в сторону Хонеккера Раисы Максимовны.
— Иногда — шаг вперед может оказаться шагом в пропасть, — не выдерживает переводчик...
Горбачев показан в принципе близко к тому, что осталось в памяти отечественных его современников - слабак, подкаблучник, болтун и, как говорится, ума не палата. Глава самой большой страны мира хочет угодить всем, но прежде всего своей жене. Это, кстати и стало и причиной критики, и поводом похвалить сериал за аутентичность. Всем известна эта "фемми фаталь" СССР Раиса Максимовна Горбачева. В народе, не вдаваясь в геополитические подробности, считали просто и жестко - за красивые шмотки и многие блага продала и развалила СССР, так как имела большое влияние на мужа.
Ресурсная женщина, что сказать, возможно, она начала читать аффирмации и "дышать маткой", призывая вселенную сделать мужа богаче до того, как это стало мейнстримом. В сериале нам показывают ее мягкие повадки и хитренькие манипуляции, за которыми следить было бы гораздо интересней, если бы не знать, к чему они привели СССР.
Чего стоят только ее споры с мужем насчет ее туалетов — как мы помним, она уделяла большое внимание внешнему виду, что людей в СССР раздражало неимоверно.
— Мы с тобой — витрина Союза, я не могу приехать к Хонеккеру в телогрейке! — объясняет она свое увлечение модными журналами мужу.
— Ну, почему сразу в телогрейке!
— Так, ну, что тебя тревожит? — красиво заканчивает скандал Раиса Максимовна и включает "богиню", раздающую тепло и свет. Хвалит мужа и превозносит: — Все тебя любят, на тебя надеются, а на пленуме, как ты выступил! Хлопали тебе от души. Хорошо ты сказал — прежние силовые методы отжили свое, мы социализм не демонтируем, мы его обновляем.
И говорит, что муж себя недооценивает.
Горбачев читает в "Правде", что теряет рычаги влияния в ФРГ.
— Ничего ты не теряешь, все тебя любят, Коль видит в тебе союзника, ты ему нужен, чтобы решить вопрос с ГДР и не поссориться с американцами.
Горбачев с внимательным почтением слушает жену и неуверенно заявляет, что ГДР он отдаст только в обмен на американские ракеты.
— Ничего ты не теряешь, все тебя любят, Коль видит в тебе союзника, ты ему нужен, чтобы решить вопрос с ГДР и не поссориться с американцами.
— Я думал, что у нас впереди еще минимум пару лет, ну, год — точно, — сетует Горбачев.
— Зачем тянуть? Не нужно отрезать хвост собаке по частям, — говорит ему жена.
— ГДР — это наш последний оплот в Европе. Упадет Германия — и все посыплется, ну, как фишки в домино. Конец Варшавскому договору. Мы на это еще не готовы.
Зная, чем дело кончилось, и как "собаке отрезали не только хвост", но и пропустили через мясорубку целиком, хочется вспомнить классику советского кино: "А все — супруга. Вот уж злой гений. С утра до ночи кадит фимиам".
Есть и змей-искуситель, что в райском саду вместо яблок приносит доносы — подслушанное на улицах ГДР, где каждый уже как будто бы диссидент.
Шеварднадзе "лечит" "Адама" — Горбачева:
— Они [доносчики] говорят, что Горбачев — не такой, как другие советские генсеки: "Если мы выйдем на улицы в поддержку Единой Германии, он не даст Хонеккеру давить нас танками". Ответ: "Глупости, это великий человек, с ним весь народ Европы и советские люди". Как видишь, все по Ленину, назревает объективная ситуация, и я не уверен, что старик Хонеккер сможет справиться с ней.
Горбачев и тут как не при делах, говорит правильные вещи — как же, мол, так, ведь это будет предательство. Ведь ФРГ — это НАТО, но министр иностранных дел настаивает, мол, не будет Варшавского договора — не будет и НАТО. Правда, слегка притормаживает, мол, а если и будет, то с кем им воевать? С арабами, с Китаем? Да ради бога — только подальше от нас, внушает он генсеку. Это вовсе не предательство, настаивает Эдуард Шеварднадзе — это новая реальность и с ней придется смириться.
— Ты же сам сдвинул этот многотонный вагон, который уже приржавел к рельсам.
— Мы не можем одним взмахом уничтожить ГДР! — протестует Горбачев.
— Это не уничтожение, это объединение. И мы все знаем, что оно неизбежно, — парирует Шеварднадзе.
И, если в диалоге с "лисом" Шеварднадзе "Горби" еще пытается спорить, то уже в следующем же кадре он доказывает Хонеккеру — с НАТО мы будем добрыми соседями, как только снесем стену.
— Подул ветер перемен, Эрих! Будем оптимистами, идут нормальные политические процессы, — под бдительным оком жены говорит Горбачев.
— По мне, это сквозняк, от которого скоро все заболеют. Раскол Варшавского договора — это нормально? — парирует коллега.
— Никакого раскола нет и угроза НАТО слишком преувеличена.
— Что? Они уже разве самораспустились? Я не слышал.
— Ну, какие они нам враги? У них же будут совершенно другие цели. Мировой терроризм, арабы, Китай, кстати. Ну и пусть занимаются этим. А мы в это время сократим завышенные оборонные расходы.
— Их целью всегда был и будет Советский Союз. Наш противник не может так просто сделаться невероятным другом (ехидная улыбочка Раисы Максимовны Горбачеву). Коль спит и видит, как разрушить стену. Рухнет стена — рухнет социализм, и не только в Германии, но и в Европе. Во всем мире.
Для соотечественников возрастом "40-" это, наверное, напоминание-предостережение, которое прямо коррелируется с современной геополитической реальностью. Для россиян возрастом "40+" — реально прожитые годы крушения всего, что было дорого им, их родителям и предкам.
Вообще, художественная составляющая в этих диалогах по теме: "Как "Мишка-меченый" Союз развалил", пожалуй, все-таки не главная. Но образы Горбачева, Шеварднадзе и Яковлева точно можно отнести к актерским удачам, суть персонажей и их актерская реализация достойны похвалы. Увы, Раиса Максимовна прорисована все-таки пунктиром. Если, так сказать, технология ее воздействия на супруга получилась выпуклой, то вот ее мотивация для зрителя все равно остается загадкой. Только наряды? Нет — ровно по Станиславскому — не верим!
Еще одна удача — в совсем уж эпизодической роли Ельцина. Прямо, грубо, нагло, цинично и самоуверенно. Принципы ничто, цель оправдывает средства. Вот тут — да, получилось на пятерку.
В целом, же оказалось, что диалоги исторические "о главном" как бы сами по себе, а шпионский экшн — сам по себе.
И, если зритель "40+" все-таки держит в уме простую мысль — вот из-за "этих" (Горбачев и другие) и случилось то, что случилось, а парни из КГБ — молодцы, все равно работают, то для зрителя "40-", увы, историческая составляющая вряд ли станет подтекстом шпионской. Кубик не складывается. А похвалить "ГДР" все же точно есть за что — за попытку. Попытку вспомнить, соотнести с днем сегодняшним, попробовать понять — как, почему и, главное, зачем руками конкретных людей складывалось то, что стало "крупнейшей геополитической катастрофой XX века", влияющей на век XXI здесь и сейчас.