"Нужно изменить пункт в Конституции, запрещающий государственную идеологию"
"Екатеринбургский клуб" продолжил свою работу в зале Ученого совета Уральского филиала РАНХиГС. Советник свердловского губернатора, профессор Анатолий Гайда на очередном заседании выступил с докладом о формировании национальной идеи. Цикл статей эксперта имеет единую миссию разработки для России новой государственной идеологии.
В беседе с Накануне.RU Анатолий Гайда рассказал, что основные черты идеологии сегодня определены, но для окончательного формулирования нужны всесторонние общественные дискуссии, которые сейчас и проходят в рамках клуба. Также он отметил, что подпункт в Конституции о том, что никакая идеология не может быть государственной, до сих пор остается главным камнем преткновения на этом нелегком пути.
— В ваших докладах вы упоминаете, что идеология сегодня не закреплена в Конституции, это пора менять?
— Как говорил бывший председатель правительства Свердловской области Алексей Воробьев: "И так, и не так". У нас нет ни главы, ни параграфа, ни статьи, ни подстатьи про идеологию. Но в этом нет никакой необходимости. Конституция — это особый политико-правовой документ, где определяются общие позиции. Однако само содержание Конституции есть отражение той идеологии, которая существует в данном обществе, в данном государстве. Это мы и доказываем в своей статье с коллегой Вадимом Дубичевым.
Но подпункт, что никакая идеология не может быть государственной, надо, конечно, убрать. Как можно заниматься формированием национальной политики без государственной идеологии? Как можно заниматься образованием и воспитанием молодежи, не имея идеологии? Другое дело, что в нашем сознании — я тоже пытался намекнуть на это — с детства закреплено, что идеология — это однообразие, идеология не дает свободы. В своей статье же мы попытались развенчать этот миф, там все расписано по полочкам.
— И какая сегодня нам нужна идеология, есть ли она сейчас вообще?
— В общих чертах идеология определена. Например, один из пунктов — это идеологический принцип, что такое семья. Семья — это союз мужчины и женщины. Для любого нормального человека это естественно. Но в мире есть страны, где людей вполне себе устраивает то, что неприемлемо для нас — родитель "номер один", родитель "номер два" и "однополые семьи". Что это, если не идеология? Это чума нашего века.
И в указе президента о защите национальных традиций все ценности прописаны. Это и есть идеология. Но ее надо воплощать в текст. А для этого нужно убрать подпункт, что не может быть в государстве одной идеологии.
— Государство вообще может существовать без идеологии?
— Нет ни одного видного ученого, который бы сказал, что может. Есть исключения, но они объясняются ангажированностью. Из более 200 государств только в пяти или шести конституциях есть запрет на госидеологию, абсолютное большинство из них — это страны бывшего Советского Союза. В том числе и Россия.
— Можно догадаться, почему…
— Потому что в текст Конституции была внедрена идеология, но не наша — их идеология, либеральна. Что требовалось им, то в Конституции и записано. А то, что нужно нам, даже банальное понимание, каким должен быть гражданин, как мы воспитываем своих детей и что закладываем в молодежную политику, семейную — этого ничего нет.
Посмотрите полномочия Центробанка. Центробанк не отвечает за экономическое развитие страны — это нонсенс! Центробанк действует по нормативам европейского Центробанка, Всемирного банка, но в России. Тогда как он должен быть включен в единую логику развития нашей страны. А вы знаете, как у нас обходят Центробанк [денежно-кредитную политику Центробанка]? Через [льготные] кредиты со стороны Правительства. Правительство кредитует, но не под 16%, как Набиуллина устанавливает, а под 2-3% — так вынуждено поступать сельское хозяйство, ВПК. Это же нонсенс, если деньги здесь.
— Идеология в Конституции, конечно, это хорошо, но понятно, что больше она идет через культуру, кино, литературу, с этим у нас пока проблемы. Что мы транслируем и что должны?
— Должны транслировать патриотизм — это норма, транслировать должны то, что характерно для россиян, те самые традиционные ценности.
— То есть патриотизм может быть идеологией?
— Да, но Путин говорил, что нам нужна новая концепция идеологии, связанной с патриотизмом. Потому что если мы говорим о нации как о политической нации, если это единство в рамках государства, то как без патриотизма? Патриотизм — это отношение к государству. Но не только, мы об этом пишем в статье. Идеология — это ответ на те вызовы, которые сегодня получает страна.
Вот, например, провозгласили мы борьбу с однополярным миром, что мы хотим на международном уровне? Что дает нам многополярность? Почему мы отказываемся от монополии США, считаем, что все государства равны и так далее — это и есть задача идеологии, мы должны объяснить.
Идет процесс запрета русских, политика отмены. На заседании "Екатеринбургского клуба" мы говорили, что Россия — не просто нация, а особая цивилизация. Это даже не мы придумали, нам об этом говорили эксперты из других стран. И мы должны объяснить, что такое Россия как цивилизация. Это и есть задача идеологии. Все эти мысли должны быть сформулированы, мы должны донести до людей, что мы под этим понимаем.
И по внутренним процессам то же самое — ценности семьи, это тоже идеология. Это тоже задача, которая стоит перед идеологией. Но создание идеологии — очень сложный процесс.
— Идеология должна затрагивать все сферы жизни — и культуру, и экономику?
— Идеология — это не экономика, но это ответ на те вызовы, которые дает экономика. Она и объясняет, и она доносит до людей. Задача идеологии — внедрить в голову, что многополярный мир лучше, чем однополярный. Что от этого мы выиграем, что "отмена" русских — это нонсенс, это невозможно. Нельзя запретить культуру, искусство, российский спорт, так мы должны объяснить, почему это возникло и что мы должны делать. Я уж не говорю о тех проблемах, которые существуют внутри самой нации. Начиная даже с идеологии национальной политики.
— И какой план? Дискуссия в рамках клуба сегодня — национальная политика, а что будет дальше?
— Самые главные вопросы сегодня — это вопросы идеологии. Одна из статей у нас была: "От демократии к идеологии". Очень любопытная статья, советую всем с ней ознакомиться. Мы поднимаем такие темы, как что такое гражданское общество. На спор, из десяти человек девять скажут, что гражданское общество — это то, что не является государством. Но это нонсенс. Доказывается это тем, как историко-философски формировалось это понятие.
А вы назовите мне деятельность общества, где нет государства? Государство — это институт, но он пронизывает все общество, начиная с семейных отношений, брак мы заключаем под эгидой государства, рождение детей, регистрация и так далее. Нельзя отделить общество от государства. Поэтому я говорил, что это особое отношение государства и общества.
Если государство начинает продавливать и гнуть в свою сторону, то мы приходим к диктатуре и тоталитаризму, если отпускает вожжи, то к беспорядку и остановке в развитии. Но главное, что гражданское общество — это не то, что стоит за рамками государства. Это качество общества, которое дает нам основание говорить о нем, как о гражданском. Мы берем демократию, право, свободу слова, собственность — переплетение этих элементов и дает нам возможность понять, что это общество является гражданским.
— Какие же изменения произошли за последние два года в плане понимания того, какая идеология нужна?
— Я бы брал шире — не за два года, началось все до СВО. Самый существенный прорыв в национальном самосознании, в осознании себя и гордости за свою страну произошел в 2014 году. Это был Крым. Это национальное единство, тогда был существенный скачок.
А 2022 год — это всплеск национального самосознания. Сложный процесс создания идеологии, но он пошел, и мы должны помочь президенту на всех уровнях. Нас никто не просил собираться и обсуждать это, делать доклады, мы сами организуемся, и это нормально для гражданского общества. Люди разных профессий, разных возрастов, ученые, чиновники, журналисты, писатели — кого тут только нет.
— Идет поиск баланса роли государства через дискуссию?
— Да, это главное. Можно по-разному относиться к Советскому Союзу, но там существовала идеологическая машина, потом ее разрушили до основания. Сейчас нет официально признанной идеологии и тем более нет механизмов донесения того, что есть. А что есть? Телевидение, которое никто не смотрит, газеты, которые никто не читает? Что у нас осталось? А раньше было все. Полная цепочка, начиная со школы: октябрята, пионеры, комсомольцы. Просвещение и учёба на всех уровнях, в вечерних школах на предприятиях читали лекции и по международному положению.
— Часто критикуют СССР за существование цензуры в области культуры, но, тем не менее, таких киношедевров за все годы свободы от цензуры не сняли…
— Цензура и сейчас нужна, я не сомневаюсь. Надо уже остановить эту пошлость, если у профессионалов дела самоцензура отсутствует напрочь. Вопрос денег, конечно, тут пока определяет качество — снимают, чтобы продать, не без этого. Но нужно и это преодолеть.
Обсуждая сегодня идеологию, мы сами учимся, сами вникаем в тематику. Сейчас занимаемся идеологией национальной политики, попали в самую точку. Заседание "Екатеринбургского клуба" проходит не реже, чем раз в месяц, и до остальных тем мы тоже дойдем, чтобы осмыслить проблему всецело и подготовить свои предложения по формированию идеологии, охватывающей все сферы жизни людей и государства.