Олигархи попросили министров помолчать. Цена вопроса — полтора триллиона
Михаил ДелягинОдной из загадочных финансовых спецопераций, с блеском реализованных в сфере государственного управления в минувшем году, стало введение единого налогового платежа — с формальной точки зрения вроде бы безусловно удобного механизма, призванного обеспечить еще более высокий комфорт и для налогоплательщика, и для бюджетной системы.
Однако удобство формализации и комфорт в выработке административных процедур привели, как это все чаще случается (и не только в последнее время), к полному бреду в реальности.
Прежде всего, единый налоговый счет оказался отделен от бюджетной системы. В результате, даже если налоговые платежи произведены досрочно, авансом, — в бюджет средства перечисляются только 28-го числа каждого месяца, а до того средства "висят" на счетах и не могут быть использованы сколь-нибудь разумным образом. (В течение года эта проблема была решена для отдельных частных случаев, что лишь сильнее и ярче подчеркнуло нелепость общего правила).
Данная схема представляется исключительно удобной для учета, — но ни для чего более.
Потому что на практике возникает серьезный риск кассовых разрывов, когда деньги, нужные для финансирования разнообразных обязательств бюджетов (в первую очередь, конечно, не федерального, а региональных и муниципальных) уже 1-го числа, будут попадать в них только 2-го, а то и 5-го. Да, это бесконечно далеко от кромешного ужаса полного безденежья 90-х годов, — но почти столь же далеко и до нормальности тоже.
Ведь, скажем, в прошлом году 28-е число в половине месяцев приходилось на последний рабочий день месяца, пятницу или выходной. В этих случаях зачисление доходов в бюджеты производится только в следующем месяце, — с практически гарантированным опозданием их использования и страшной нервотрепкой у бюджетополучателей, понятным образом дезорганизующей их работу.
Ситуация усугубляется тем, что по никем ни разу так и не названным причинам с начала прошлого года все налоговые доходы России распределяются не через центральное федеральное казначейство (как это вполне логично было на всем протяжении существования налоговой системы нашей страны), а через одно из его региональных отделений.
Эта удивительная и так до сего времени никак не объясненная новация удлинила, как сообщают специалисты, время зачисления налоговых доходов в бюджеты до трех рабочих дней.
Все изложенные проблемы выявились еще в феврале прошлого года и тогда же были преданы широкой гласности, — но не исправлены и до настоящего времени.
Более того: уже принято решение отвергнуть законопроект, исправляющий эту ситуацию простым переносом даты осуществления единого налогового платежа с 28-е на 25-е число каждого месяца (что гарантированно позволит избежать кассового разрыва). Причина называется прямо, официально и, действительно, носит исчерпывающий характер: мол, "бизнес" уже согласовал 28-е число, — а раз так, то о пересмотре его однажды принятого решения нельзя даже помыслить.
Стоит отметить, что такой подход отнюдь не является чем-то странным и тем более из ряда вон выходящим. На глазах автора три члена правительства (из них два министра — на пленарных заседаниях Госдумы) прямо объясняли внесение ими откровенно бредовых законопроектов (которые при поддержке парламентского большинства стали законами и исполняются и в настоящее время) волей не называемых, но в большинстве случаев всем хорошо известных "предпринимателей". Министры Российской Федерации не могут даже помыслить о нарушении этой воли.
Понятно, что в данном случае год за годом имеются в виду отнюдь не самозанятые, не индивидуальные предприниматели и даже не крупные бизнесмены, а олигархи. Насколько можно судить по поведению некоторых министров, они продолжают через своих либеральных марионеток управлять российской экономикой не менее уверенно, последовательно и самовластно, чем во времена пресловутой "семибанкирщины".
Переносить дату совершения единого налогового платежа олигархам неудобно просто потому, что они уже "настроили свои бизнес-процессы" -в соответствии с, насколько можно понять, во многом продиктованным ими же законом. Понятно, что перестраивать однажды налаженное олигархи не хотят, — и потому ряд региональных (и тем более муниципальных!) бюджетов России продолжает испытывать постоянные проблемы.
Рассуждая о локальных изменениях (в частности, о нормализации целиком зачисляемого в региональные бюджеты НДФЛ, на который "бизнес-процессы" олигархов не распространяются), правящая бюрократия пытается создать иллюзию решения проблемы.
Однако данные говорят совершенно о другом — о ее стремительном нарастании. В частности, сопоставление данных Федеральной налоговой службы показывает: если по состоянию на 31 декабря 2022 года (то есть накануне введения механизма единого налогового платежа) разница между собранными и распределенными ею средствами составляла 53,3 млрд руб., что свидетельствует об исключительно высоком качестве работы, то по состоянию на 30 июня 2023 года — уже 1 трлн 38,1 млрд, а по состоянию на 31 декабря 2023 года — и вовсе 1 трлн 228,2 млрд руб.
Таким образом, цена "оптимизации налоговых платежей" составила 1,4 трлн руб., собранных с предприятий и граждан и по сути дела выведенных (пусть, надеюсь, и не на слишком долгий срок) из экономического оборота!
Сейчас эта сумма, вероятно, еще выше и как минимум превысила полтора триллиона рублей.
Эта астрономическая в прямым смысле слова сумма — наглядная цена олигархической лени и российских имитаторов государственного управления, считающих ее, насколько можно судить, более чем приемлемой.
А с другой стороны, если принять гипотезу о том, что Россия по-прежнему управляется олигархами (и частично еще ельцинского "разлива"), это логично: ведь чиновники в принципе не должны и, более того, не могут выступать против реальной государственной власти.