"Скорая" — не таран: Экстренным службам хотят разрешить таранить авто
Экстренным службам хотят разрешить таранить неправильно припаркованные автомобили во дворах.Идут общественные обсуждения инициативы депутата Госдумы Сергея Колунова – он предлагает разрешить экстренным службам таранить автомобили, которые мешают во дворах проезду. Напомним, что сегодня непропуск спецтехники карается штрафом, мера носит в большей степени предупредительный характер, а также регулирует движение на дорогах, а не неправильную парковку. Инициатива вызвала широкий резонанс, шутка ли, дело касается каждого владельца авто, это наши машины и наши дворы, говорят одни, но многие понимают, человеческая жизнь часто зависит от того, что "скорая" не может добраться до подъезда или пожарные не могут подъехать к дому, и пострадать могут все. Кто виноват в сложившейся ситуации и какие меры помогут разрешить вопрос с труднодоступностью в наших дворах, разбирались в материале Накануне.RU.
С 2019 года штраф за непропуск экстренных служб на дороге вырос в десять раз – с 500 руб. до 5 тыс. руб. Проблема, действительно, есть, но помешать "скорой" или пожарным проехать быстрее могут разве что люди с особенностями в поведении, ведь каждому ясно – завтра это ты будешь дожидаться помощи, когда время идет на секунды, и взаимовыручка на дорогах — дело естественное. А вот проблема, с которой в больших городах столкнулись относительно недавно, свободной волей людей не решается: парковки во дворах — стихия, и, как говорят эксперты, эта стихия уносит множество жизней, когда спасатели (врачи, огнеборцы или другие службы) не могут проехать к месту срочного вызова.
С одной стороны, масштабы катастрофы и приводят к таким радикальным решениям, как подобная инициатива. Руководитель Общественной системы обеспечения безопасности дорожного движения Константин Крохмаль ссылается на опыт КНР и Арабских Эмиратов, где проблему свободной дороги решили в кратчайшие сроки. Но меры это жесткие – увеличить штраф за непропуск на дороге, по его мнению, нужно в сто раз, чтобы не повадно было, за свои поступки нужно платить. А что касается парковки, то, как в Арабских Эмиратах, – машину под пресс и нет вопросов.
"Если в десять раз с 2019 года увеличились штрафы, по два раза в год они росли за пять лет, значит, не решается проблема. Ну, сделайте 500 тыс. руб., если не помогает. Чего больше всего боится человек, который хамит на дороге, который считает себя выше и так далее? Платить надо за свои поступки. Чем платить? Совесть? Нет совести. Мораль? Морали нет. Он считает себя выше других. Что остается? Кошелек, – говорит Крохмаль. — Это также противозаконно, как избить, украсть и своровать – это должно быть на подкорке записано. Если не понимаешь, то автомобиль с этой красной линии конфисковывается, как в Арабских Эмиратах, в утиль, просто под пресс и все. Плюс штраф. Покупай второй автомобиль".
Более того, общественник уверен, что должны быть и отягчающие обстоятельства, если неправильная парковка стала причиной чьей-то смерти или увечий, даже косвенно, то человек, который не пропустил машину "скорой" или поставил свое авто в неправильном месте – должен ответить по всей суровости закона. По словам эксперта, в КНР вопрос решили в течение трех лет.
"А китайский мегаполис – это даже не Москва, для них Москва, как Мытищи для нас. Там 35-40 млн человек живет, и больницы расположены не в такой близости от центра, как у нас, они этот вопрос решили жесточайшими методами, думаю, что и у нас должны также сработать подобные меры. Недостаточно штрафа в 5 тыс. руб., нужно 500 тыс. руб. и конфискация автомобиля", – говорит Константин Крохмаль.
Директор АНП "Национальный жилищный конгресс" Татьяна Вепрецкая тоже выступает за жесткие меры, потому что граждане сейчас думают, что "авось пронесет", и надеются, что их это не коснется. Но уже было множество случаев, когда во дворах машины препятствовали проезду "скорой помощи" или пожарной машины. И как следствие – люди гибли. "Жители домов, где это произошло, быстро сориентировались, поставили заграждения, запретные знаки для парковки. Проблема в том, что дворы недооценены со стороны даже государства. Очень сложно внести знаки, которые расположены во дворах, в общий реестр, который бы позволил наказывать злостных нарушителей", – говорит Татьяна Вепрецкая.
По мнению эксперта, такое предложение о разрешении таранить автомобили появилось неслучайно. Штраф можно поднимать бесконечно, но платить придется потом, когда уже все произойдет, а как же быть в момент ЧП, когда на проезде стоят машины и время идет на секунды?
Федеральный эксперт по развитию городов и агломераций, архитектор Илья Заливухин заступается за автомобилистов и видит проблему гораздо шире. Сегодня градостроительная политика потерпела фиаско – огромные человейники вдали от транспорта, от метро не оставляют выбора людям, иметь автомобиль необходимо, а с парковкой вопрос не решен. Старый жилищный фонд же не предназначен на такое затопление машинами. Вот и возникают конфликты, происходят трагедии.
У архитектора Ильи Заливухина очень жесткая позиция по этому поводу – строить ЖК далее, чем 800 метров от метро нельзя. Нужно решать проблемы уже возведенных районов, а не усугублять ситуацию, возводя новые человейники, отрезанные от основных транспортных развязок. Градостроительная политика ради безопасности людей должна запрещать строить многоэтажки, грубо говоря, "в полях". Ситуацию можно решить без жестких мер с тараном авто и штрафами, если с умом подойти к зонированию городов.
Интересный момент, в дорогих ЖК так и есть – подъездная площадка всегда свободна, а автомобили владельцев жилых помещений размещаются на многоуровневых парковках. А вот в эконом-классе или вторичном жилье, там где живут не такие обеспеченные граждане, ситуация опасная и порой нерешаемая. А советские пятиэтажки строились по принципу город-парк и машин там было в норме 80 штук на 1 тыс. жителей. Сколько машин сейчас? Да, реновация добирается до старых районов, но и тут затык – возводить на этих местах многоэтажки — делать хуже. Если это район отдаленный от метро, от развязок, наоборот, нужно жилье с еще меньшим количеством этажей.
"Надо все это пересматривать, перестраивать и организовывать всю эту территорию. Нужно делать четкие знаки, оставлять четкие указания, где мы можем парковаться, где нет, — говорит Заливухин. – Сначала продумайте градостроительную политику, а потом уже бросайте машины в утиль, люди не от хорошей жизни паркуются во дворах, больше негде, а без машины – никуда".
Да и Крохмаль признает – таранить авто не выход, в конце концов, даже для "скорой" такое столкновение не пройдет бесследно, это ведь не инкасаторская бронированная машина, вместе с врачами может находиться и пациент в тяжелом состоянии. Тогда нужно привязать вызов "скорой" или пожарных с приездом эвакуатора, пускать грейдер перед спецтехникой или все же повышать штрафы. Сторонники инициативы просят не гиперболизировать, мера будет применяться не так часто и не на постоянной основе, а если у спецслужбы есть законное основание протаранить автомобиль, то и владельцы машин озаботятся тем, чтобы во дворах можно было проехать, домовые сообщества быстрее решат вопросы с ограждением. Жизнь человека гораздо дороже, чем любая самая дорогая машина, подводит итог Татьяна Вепрецкая.