"Доставайте листочки": в школах слишком много контрольных, потому что слишком мало учителей?
В своем послании к Федеральному собранию Владимир Путин поручил усовершенствовать школьную программу, а именно — призвал сократить количество "домашки" и прекратить мучить детей постоянными контрольными. Родители согласны, жалуются — контрольные работы дают бесконтрольно часто и порой внезапно, что вызывает у детей стресс. Так что теперь школы решили проверить на предмет того, достаточно ли контрольных работ проводят учителя или реально стоит сократить количество проверочных. Об этом заявила председатель комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова. По ее словам, после проверок на основе даже промежуточных результатов, в комитете по просвещению смогут понять, нужны ли какие-то законодательные изменения. Подробности — в материале Накануне.RU.
Все мы помним, какую дрожь вызывали простые слова учителя "доставайте листочки" и "мы начинаем контрольную". Все потому, что такие "радости" школьной жизни были редкостью и означали нечто важное, сегодня все чаще от родителей можно услышать, что в их-то время столько контрольных не было, как сегодня, но уровень стресса у молодежи больше — контрольные назначаются внезапно и гораздо чаще, чем раньше.
Проверка знаний вовсе не причина, как говорит заслуженный учитель РФ, историк, кандидат психологических наук, профессор МГПУ Александр Снегуров — так диктует электронная школа, которая требует, чтобы учителя брали тесты и задания из системы. Так лучше проходит подготовка к ЕГЭ (и другим тестам), а главное — снимает с учителя задачу по "наполняемости оценками" журнала, нет ничего проще, чем объявить "контрошу" и провести в тишине урок, а затем выставить оценки. Но есть нюансы. Это не имеет ничего общего ни с закреплением, ни с проверкой знаний, говорят эксперты.
"Есть еще один момент: оправданы ли контрольные? Ведь любую такую работу можно списать, почему мы ушли от традиционного вызывания к доске? — говорит общественный деятель, депутаты муниципального образования Тверской области Карина Ерчкова. — Ведь как раньше было? Нас почти на каждом уроке вызывали к доске, и мы показывали свои знания классу и прежде всего педагогу. Учитель корректировал, если что-то не так, тем самым помогал мне разобраться и другим ученикам, на примере показывал, как правильно".
Есть установленный регламент Министерством просвещения по обязательным контрольным работам, которые помогают проверить уровень знаний. Все остальное — на усмотрение учителя, на усмотрение директора школы. Избыточность контрольных занимает много времени и нервирует детей. "Контрольная отнимает время у детей, — уверена уполномоченный по правам ребёнка в Республике Татарстан, председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец. — Вместо того, чтобы осваивать материал, им приходится либо дома заниматься с родителями, либо приходится прибегать к услугам репетиторов, а это дорого".
Репетиторам платят, чтобы они учили детей, а учителя — просто проверяют эти знания? Пока получается, что так, соглашается общественный деятель, депутаты муниципального образования Тверской области Карина Ерчкова.
Советская система, где проверка и закрепление знаний проходили в ежедневном режиме простым действием — вызовом к доске, сегодня практически забыта. Ведь ответ перед классом — это всегда монолог, а не разучились ли дети формулировать мысли, пока их натаскивали на сдачу "тестов" даже по гуманитарным предметам? Тем более, когда вся образовательная система заточена на "натаскивание" к ОГЭ и ЕГЭ, какой прок в проверке знаний старым "дедовским" методом? Есть и еще один аспект, более важный — у современного учителя, заваленного внеклассными задачами по так называемому воспитанию, бумагами и отчетами, при максимальной часовой нагрузке, которая одна и позволяет получать более-менее приличную зарплату при кадровом голоде, просто нет времени выслушивать ответ каждого ученика у доски. Самый простой и точный выстрел — контрольная, только это контрольный выстрел в голову всему образованию.
"Почему сейчас не вызывают к доске? Это значит узнать уровень знаний двух-трех учеников за урок. А люди, набравшие часов, а сейчас таких большинство, могут аттестовать детей только через контрольные. Им выслушивать некогда монологический ответ. Таких классических этюдов, когда ученик отвечает у доски, мы даже захватываем часть перемены, чтобы он успел изложить свою мысль, свои знания, мы всю доску исписывали мелом, искали ответы, было важно добиться понимания. Сейчас это просто "наполняемость оценками", — говорит заслуженный учитель Александр Снегуров.
Опять же, как говорилось выше, "электронная школа" диктует свои условия, а за обращение к этому ресурсу педагогу доплачивается, делится информацией эксперт.
"Сейчас учителя набрали в регионах по 30-35 часов, они не могут всех выслушать, как им справляться? Поэтому я говорю о противоречии указаний верхов и действий этого механизма. Противоречие надо снять, тогда не будет педагог маневрировать в такой лихорадке и лгать и себе, и ученикам. Тогда мы сможем вывесить график работ хотя бы на пятинедельный срок", — говорит Снегуров.
Устные ответы не могут заменить тотального тестирования контрольными, особенно по гуманитарным предметам, где монологический ответ должен занимать не менее пяти минут. Когда в классе 30-35 учеников — а в некоторых и 40 человек — простая арифметика позволяет понять невозможность этой затеи. Справится ли учитель за урок с аттестацией всех детей, особенно если учесть, что ученик должен в сумме иметь не менее трех оценок и желательно получать их через урок?
Снегуров не верит, что проверка даст хоть какой-либо ценный результат, даже если выяснится, что контрольных чересчур много. Вся система держится на подобных "перекосах". Но контрольные могут по-другому назвать — самостоятельными или промежуточными работами, но их все равно оставят, иначе не получится наполнять журнал оценками, не с потолка же их брать. А для индивидуального подхода у учителя, заваленного документами, лишними часами и прочими "мелочами профессии" — просто не хватит времени на то, что всегда считалось главной задачей учителя.