Новый майский указ под большим вопросом
В день инаугурации Владимир Путин подписал новый майский указ, который определяет множество целей и задач до 2030 и на перспективу до 2036 года. В документе всего 11 пунктов, которые имеют подпункты и определяют основные показатели, которых необходимо добиться. Так, работа правительства будет направлена на следующие цели развития РФ: сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи; реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности; комфортная и безопасная среда для жизни; экологическое благополучие; устойчивая и динамичная экономика; технологическое лидерство; цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы.
Из более конкретных показателей можно выделить, например, следующие: повысить суммарный коэффициент рождаемости до 1,6 к 2030 году и до 1,8 к 2036-му; увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 78 лет к 2030 году и до 81 года к 2036-му; снизить уровень бедности ниже 7% к 2030 году и ниже 5% к 2036-му, в том числе уровень бедности многодетных семей до 12% к 2030-му и до 8% к 2036 году, и так далее.
Меры правильные и нужные, но что с прошлыми майскими указами? Эксперты в беседе с Накануне.RU отмечают масштабность планов, но тем не менее смотрят скептически на новые задачи, в первую очередь из-за неопределенности с прошлыми нацпроектами.
"Нужно было бы провести аудит всех национальных проектов, которые в 2018 году были утверждены, и разобраться в том, что было выполнено, а что нет. Насколько я могу судить о кассовом исполнении, они практически выполнены, а вот в реальности… Есть же и инфраструктурные проекты – школы, больницы и прочее, та же цифровая инфраструктура – как с этим в реальности обстоят дела? Эта инфраструктура имеется или деньги потрачены, а на деле все находится в неудовлетворительном состоянии? Это и нужно установить", – поясняет политолог Максим Жаров.
В новых указах сказано также, что правительству необходимо до конца года разработать и представить на рассмотрение Совета при президенте единый план по достижению целей развития РФ. Но ведь новое правительство еще не назначено? Максим Жаров отмечает, что новые цели в значительной степени пересекаются со старыми, поэтому, вероятно, аудит все-таки будет проведен. Однако, если окажется, что какие-то задачи так и не были решены, кто за это ответит? Как отмечает экономист, депутат Госдумы Михаил Делягин в беседе с Накануне.RU, прошлый опыт показал, что ответственных не назначают, а значит, и относиться к выполнению указа могут спустя рукава:
"Майские указы 2012 года исходили из необходимости того, что они должны были выполняться прямо сейчас. Более того, по официальной версии российских чиновников, все эти майские указы давным-давно выполнены. Мне казалось, что это официальная позиция государства: правительство Медведева отчитывалось об их выполнении, и вдруг в очередном майском указе президента фиксируется, что в некоторой части они должны быть выполнены в дальней перспективе. То есть официальная позиция была недостоверной? Но тогда должны быть наказаны те, кто делал эту позицию недостоверной, а про эти наказания мы ничего не слышим и не знаем".
Кроме того, эксперт ставит под сомнение и некоторые конкретные показатели, например, повышение рождаемости – как напоминает Михаил Делягин, уровень рождаемости должен быть 2,1 ребенка на женщину, чтобы население просто не сокращалось, в указе же ставится задача 1,6 к 2030 году и 1,8 – к 2036 году. Таким образом, делает вывод эксперт, население продолжит естественно вымирать в течение более 10 лет, если полагаться на такие цифры.
"Если задача государства фиксируется, что следующие 10 лет должно продолжаться вымирание просто меньшими темпами, то в переводе на русский язык, Россия не имеет никакой исторической перспективы, и эти 10 лет Россия не проживет. Вот это очень пугающее целеполагание", – говорит Делягин.
Наконец, еще один большой вопрос возникает на уровне способов достижения целей. Ведь если указаны конкретные задачи и способы их достижения, финансирования, то их можно и корректировать. В противном случае весь указ ставится под большой вопрос, резюмирует Михаил Делягин:
"В данном случае нам просто ставятся цели, а методы ищите, как хотите. Мне кажется, это не совсем правильный подход, потому что, во-первых, с учетом майских указов 2012 года у людей будет возникать ощущение, что даже эти цели неисполнимы в принципе. Да и никто их не будет пытаться исполнять, потому что опыт 2012 года все хорошо помнят. Эти 12 лет даром не прошли. А во-вторых, и это самое главное, если ставится цель, что Россия в 2036 году должна будет продолжать вымирать – это точно те цели, которые нужны России? Это вот очень пугающе".