"Мы верили в лучшее": семья Морозовых рассказала, как пережила историю с депортацией
Программа репатриации, входящая в число приоритетов российской демографической политики, дала сбой в Екатеринбурге: русская семья Морозовых, являющихся гражданами Казахстана, но переехавших в РФ в поисках лучшей жизни, оказалась под угрозой депортации из-за опоздания с прохождением процедуры дактилоскопии. Карина Морозова, которая переехала в Россию еще будучи школьницей, рассказала Накануне.RU о том, что пришлось пережить ей и ее родственникам за последние несколько месяцев.
Семья Карины, матери и брата приехала в Екатеринбург еще в 2017 году. За эти семь лет Карина успела закончить местную среднюю общеобразовательную школу №157 и Колледж транспортного строительства по специальности "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений", получила квалификацию техника, а также прошла обучение сметному делу в строительстве. 15 сентября 2023 года девушка устроилась в фирму на должность мастера СМР.
К этому времени ее старший брат Никита уже два года как являлся гражданином РФ. Семья успела взять ипотеку и адаптироваться к жизни в уральской столице, куда они переехали из поселка Пригородное Костанайской области Казахстана. По словам Карины, поводом для смены места жительства послужила низкая заработная плата в республике, высокие цены и желание улучшить условия жизни, чего и удалось добиться в Екатеринбурге. Однако уже в начале текущего года Морозовы столкнулись с миграционными трудностями.
"В середине февраля, начав собирать документы для получения вида на жительство, мы узнали о том, что у нас должна быть зеленая карта мигранта. По незнанию о требованиях прохождения дактилоскопии и фотографирования в течение 30 дней после пересечения границы, мы нарушили ч. 1 ст. 18.11 " Нарушение иммиграционных правил". При прохождении дактилоскопии мы получили предписание с адресом опорного пункта полиции для составления протокола об административном правонарушении", — рассказывает Карина.
По ее словам, составления протокола они прождали месяц. В нем был указан адрес, по которому семья должна была явиться на административное заседание 24 марта. По этому же адресу при просмотре протокола Морозовых заверили, что стоит подождать, пока с ними не свяжутся. Только 24 апреля семье позвонили с указаниями явиться на следующий день на еще одно административное заседание, решение по которому повергло Морозовых в шок.
"Так как мы не являемся злостными нарушителями иммиграционных правил, трудоустроены, не привлекались к другим административным наказаниям, мы не предполагали, что нам могут вынести такую суровую меру. В этой статье указаны два варианта наказания: штраф в размере от 2 до 4 тыс. рублей с выдворением или без такового, а также, согласно поправке от 5.01.2024, предусматриваются обстоятельства, при которых суд может заменить выдворение штрафом от 40 до 50 тыс. рублей", — пояснила Карина.
Семья Морозовых русскоговорящая и казахского языка не знает. При переезде было продано все имущество, а потому возвращаться им было просто некуда. Более того, после выдворения семья не могла пересекать границу России еще минимум пять лет, а потому рисковала лишиться еще и того, что заработала в Екатеринбурге. Несмотря на это, Морозовы не отчаивались и даже не строили планов на худший из случаев.
"Мы верили в лучшее, что второй суд пройдет в нашу пользу", — отметила Карина.
Но подсудимых сразу же заковали в наручники и отвезли в центр временного содержания для мигрантов-нелегалов в Кольцово. Хоть ситуация и вызвала недоумение у ряда депутатов, которые сравнили такие действия с отношением к преступникам, но девушка отметила, что в центре было все хорошо: день проходил по привычному распорядку и даже разрешалось посещение родственниками.
Как только о ситуации стало известно общественности, семье на помощь поспешили со всех сторон: члены ОНК, Общественной палаты вместе с президентом Уральской ассоциации беженцев Людмилой Лукашовой помогли составить апелляционную жалобу и направить письмо в администрацию президента. Депутат Госдумы Максим Иванов, известный своими результатами в помощи бойцам СВО и их семьям, отправил депутатский запрос в ГУ МВД. Председатель ЛДПР, глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий направил свой запрос в Главное управление по вопросам миграции МВД России и поручил однопартийцам обеспечить семье юридическую помощь. Присоединились к помощи и "Народный фронт", и уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова.
Многие из них высказались категорически против репатриации, упрекнув миграционную службы в формализме и бюрократии.
"Мое мнение, причина здесь одна: ледяная пассивность подразделений по вопросам миграции, где не спешат открыто общаться с людьми, информировать их о важных изменениях в законодательстве, где, видимо, не заинтересованы в том, чтобы в стране оставались наши соотечественники — те, кто осознанно, по велению души и сердца выбрал своим домом Россию", — заявил депутат Иванов, добавив, что с равнодушием миграционки он часто встречался при работе даже с участниками СВО.
Он также заявил, что пора принципиально менять саму идеологию работы российской миграционной службы, переходить к проактивности и делать сервис человекоцентричным, как это уже сделали в банках и МФЦ.
Ну а пока в таких ситуациях репатриантам помогают СМИ, создающие общественный резонанс, который уже привлекает внимание общественников, чиновников и депутатов. Не прошло и трех дней с публикации истории Морозовых, как состоялся суд, на котором семье разрешили остаться в России. Карина рассказала, что хоть и верила в успех, но все же испытала радость и облегчение.
Девушка также отмечает, что на работе к ее ситуации отнеслись с пониманием, а коллеги всячески ее поддерживали. Но перед тем, как окончательно расслабиться, необходимо восстановить документы и доделать гражданство, чтобы впредь подобного не повторилось.