Визит Путина в Китай: гладко стелят, но флагманские проекты пока проходят мимо России
Визит российского лидера Владимира Путина в Китай после инаугурации был приурочен к 75-ой годовщине установления дипломатических отношений между двумя странами. Переговоры с Си Цзиньпином прошли удачно, говорили об экономическом сотрудничестве — в 2023 году взаимный товарооборот увеличился почти на четверть, до $227 млрд. С одной стороны, гладко стелят и общение на высочайшем уровне выглядит безупречным подтверждением хороших намерений, но с другой стороны — глобальные проекты Китая проходят мимо России. Непонятно, что с нашим проектом "Сила Сибири-2", что с китайским "Шелковым путем" и как будут решаться проблемы с международными банковскими транзакциями. "Путь в тысячу ли начинается с первого шага", конечно, но, как было сказано выше, история дипломатических отношений с восточным соседом у нас уходит корнями в далекое прошлое, и каждый раз начинать с начала — не слишком амбициозный план. Подробнее — в материале Накануне.RU.
Владимир Путин свой первый визит после инаугурации сделал в Китай. И это показывает, кто наш главный партнер в мире. Хотя официально какого-либо альянса не существует. Если говорить про 75 лет "любви и дружбы", то стоит вспомнить, что наши отношения с Китаем переживали разные моменты — от изначального шефствования СССР над Китаем до разногласий после смерти Сталина, когда точку зрения Хрущева на "культ личности" восточный сосед не одобрил. В 70-ые годы "пинг-понговой" демократии, когда США подписали ряд соглашений с Китаем, Россию отсекли от поднимающегося азиатского монстра. Но сегодня, впервые с 70-х годов, у нас возникли достаточно плотные отношения, что не нравится Западу, с восторгом воспринимается в наших СМИ, но на деле отстает от идиллической картины, которую хотелось бы видеть в сложившейся мировой ситуации.
Назвать историческим визитом это, конечно, можно, практически все правительство прилетело в Китай, а это значит, по мнению экспертов, что переговоры о сотрудничестве шли на всех уровнях. Но есть ли результаты, о которых можно говорить? Пока нет. Острые вопросы: оплата за поставленный товар, большое количество китайских банков сейчас не проводят платежи от российских компаний в рублях и даже в юанях, не "закрыт" вопрос о поставках газа и нефти. Зато обсудили продажу российской сельхозпродукции. Это новый вектор сейчас, хотя "старые" требуют более пристального внимания.
Получается, что на фоне рисуется прекрасная картинка — с кортежами и торжественными процедурами традиционного церемониала встречи на высшем уровне, в фокусе же — дела насущные. 80% расчетов между Россией и Китаем приостановлены из-за западных санкций, и это не может не влиять на торговые и экономические отношения двух стран. Китай должен сделать решающий шаг, но пойти против собственных компаний не спешит и ввязываться в драку между двух тигров "мудрая обезьяна" на вершине горы, судя по всему, не хочет. Есть два варианта — переводить платежи через небольшие региональные банки Китая или через аналог SWIFT. Но ясных договоренностей пока нет, хотя цена вопроса достаточно большая — про товарооборот России и Китая мы уже упоминали.
Также визит не принес никаких радикальных решений по российскому проекту "Сила Сибири-2", по крайней мере, в публикациях по поводу переговоров о газопроводе ничего не говорится. Условия Москве, которая рассчитывает компенсировать потерю европейского рынка, диктует Китай.
"На мой личный взгляд, поскольку "Сила Сибири - 2" проходит по территории третьей страны [Монголии], то китайцы не решаются, они не очень любят такие проекты. То есть они считают, что это должно напрямую проходить через Россию-Китай, ну, например, через перевал Канас. Там где у нас 54 км общей границы", — говорит руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая института Дальнего Востока РАН Андрей Островский.
Понятны опасения Китая, но у экспертов есть большие сомнения, что Монголия, зажатая между Россией и Китаем, будет вести себя, как Украина. Совершенно разные вещи, казалось бы, но, предусмотреть стоит все.
И третий "камень преткновения" в отношении двух стран — это "Шелковый путь". Напомним, что Китай с 2013 года развивает инициативу "Один пояс — один путь". Россия, к сожалению, в этом проекте никак не участвует. Китайцы готовы вкладывать инвестиции, но пока переговоры не ведутся. Говорят о сотрудничестве в сфере сельского хозяйства, но, по сравнению с другими глобальными проектами, это капля в море.
"Вот здесь есть перспектива — получать инвестиции от азиатских банков в проекте "Один пояс — один путь". А сельское хозяйство — там доля невелика. Доля российской пшеницы в Китай очень маленькая. Урожай пшеницы 690 млн тонн в год. А наш экспорт где-то миллионов пять, ну, десять в лучшем случае", — говорит Островский.
"То, как бы Россия могла бы участвовать в программе "Шелковый путь", но не участвует, это не вина Китая, а вина России, — говорит политолог, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Геворг Мирзаян. — Это раздолбайство как российских министров, так и российских чиновников на местах, губернаторов и так далее, которые не могли нормально к этому подключиться на протяжении многих лет. Начиная с того, что они не могли создать нормальную инфраструктуру. И история по поводу скоростных дорог и транспортных магистралей, не говоря уже о логистике портовой. А сколько раз об этом говорилось, сколько раз китайцы жаловались, даже до смешного доходило, когда большая деловая делегация приехала на переговоры в один из крупных городов, скажем так, не центральной России. Их там взяли миграционные службы за то, что они не по тем визам приехали".
Это один из примеров российского "раздолбайства" в этой истории. Что же касается более активного глобального экономического сотрудничества, то китайцы все же маневрируют. Они не готовы сейчас вовлекать Россию в большие экономические проекты, чреватые для китайских компаний санкциями.
И все-таки главным итогом стала "политическая демонстрация", сходятся во мнении эксперты, этим визитом мы показываем, что российско-китайские связи, несмотря на все западное давление, несмотря на все западные санкции, крепки, и Китай не собирается идти на поводу у США. В западных СМИ начали писать лозунгами и освещать события в контексте того, что Путин пришел "на поклон" и Россия теперь, если не в добровольном подчинении Китая, то она "китайский младший партнер", но это достаточно наивная риторика, призванная объяснить собственные неудачи Запада, считает Геворг Мирзаян:
"Визит очень важный, визит очень нужный, который состоялся в нужный момент, позволил Владимиру Путину в Пекине озвучить целый ряд своих тезисов, которые укрепляют российскую дипломатическую позицию. Например, фраза о том, что мы не собираемся здесь и сейчас брать Харьков. Там был послан целый ряд таких сигналов, которые, дай бог, Запад правильно считал".
Но остается очень много сложных до конца еще нерешенных вопросов в отношении новых форматов международного сотрудничества — БРИКС, ШОС и так далее. Есть у Китая и России зоны "конфликта интересов", например, что касается Африки. Стоит признать, что в Китайской народной республике, судя по всему, осторожная позиция в отношении нового экономического порядка и международных организаций сотрудничества, ссориться с кем-либо там не собираются. Может быть, поэтому флагманские перспективные проекты мало обсуждались, но зато, видимо, будет активно будет развиваться сотрудничество в области сельского хозяйства. Также опять всплывают уже старые, давно известные проекты, такие как создание широкофюзеляжного транспортного самолета.
"У нас такая традиция, мы всегда нашим соседним странам помогали в ущерб себе, даже китайским соседям, мы когда-то шефствовали над ними. Сейчас ситуация изменилась. Теперь они могут над державами шефствовать. У нас должны быть целенаправленные взаимовыгодные отношения. Но в области научно-практической сферы больше вопросов, чем ответов. Никаких новых соглашений в области поставки газа не было. И по "Силе Сибири - 2", к сожалению, пока позиция наших китайских партнеров не направлена на то, чтобы давать добро на реализацию этого проекта", — подводит итог заместитель председателя комитета по экономическому сотрудничеству со странами Азии и Океании Торгово-промышленной палаты РФ Вадим Салтыковский.