02 Июля 2024
search

На Урале показали трофейную технику НАТО

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Экономика В России

Корпоративные пенсии в России: на бумаге – хорошо, на деле – есть вопросы

Новый вид пенсий может появиться в России, но на этот раз это не выталкивание граждан в негосударственные пенсионные фонды, а корпоративные программы. Минфин планирует разработать концепцию и в среднесрочной перспективе законодательно предусмотреть корпоративное пенсионное обеспечение как отдельный вид добровольного. На первый взгляд может показаться, что государство снова отказывается от одной из своих социальных функций, но на деле, как говорят эксперты, это правильный и полезный шаг, правда, с рядом оговорок. Подробнее — в материале Накануне.RU.

Государство намерено разработать концепцию корпоративного пенсионного обеспечения с максимальным охватом для разных категорий работников, из плюсов указано, что мера позволит обеспечить негосударственными пенсиями работников бюджетной сферы, которые сейчас не охвачены корпоративным пенсионным обеспечением. Ну а взамен к такой форме пенсии будут предусмотрены варианты налогового стимулирования корпоративных программ, аналогичные существующим в рамках негосударственного пенсионного обеспечения: это освобождение работодателя от уплаты налога на прибыль с тех средств, которые будут направляться на программу долгосрочных сбережений.

В целом же корпоративные пенсии были и раньше, есть и сейчас, как напоминают эксперты, период расцвета был в 90-х, начале 2000-х, на сегодняшний день количество подобных программ сокращается. И не только количество в целом, но и качество уже существующих. Так, например, в "Газпроме" период выплаты этих корпоративных пенсий раньше был 20 лет, потом сделали 15 лет. Госкорпорация по организации воздушного движения перестала распространять корпоративную модель на вновь принятых работников, то есть те, кто раньше участвовал в программе, по инерции сохраняют свои позиции, а новые — уже нет. Что же касается бюджетной сферы, то в целом тут нет чего-то особенно нового, говорит профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов:

"Например, пенсии для государственных гражданских служащих формируются в первую очередь в зависимости от размеров окладов по должностям, и нужно минимально 25 лет проработать, чтобы получить право на такую пенсию. Корпоративными пенсиями являются, по сути, пенсии для силовиков — военнослужащие, сотрудники ФСБ, сотрудники Таможенной службы, ФСИН, МВД и так далее — все те, кто имеет этот статус".

Реклама денег пенсионерам(2024)|Фото: Накануне.RU

Что касается введения корпоративной пенсии в отношении таких категорий как, например, врачи, учителя — сегодня из-за невысоких зарплат пенсии низкие, и одним из элементов могла бы стать разработка подхода, связанного с формированием корпоративных пенсий для бюджетников, уверен эксперт.

Вице-президент Конфедерации труда Олег Шеин в беседе с Накануне.RU добавляет, что в России корпоративная пенсионная система крайне узка, в районе 3-4%, но не более 10%. Но при этом происходит сжатие этой корпоративной пенсионной системы.

Следует добавить, что в мире подобные схемы распространены и доказали свою эффективность, хотя в общем представлении зарубежная модель связана в первую очередь с накопительной системой. Накопительная система — это практика англоязычных стран вроде США, Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии и некоторых стран третьего мира вроде Чили. Но накопительная пенсионная система если работает в первой пятерке, то в странах третьего мира не может работать по определению, потому что, во-первых, низкий размер заработных плат у людей, во-вторых, высокая доля неофициальной занятости.

"Это в итоге приводит к тому, что никаких пенсионных отчислений не осуществляется, и российская практика накопительной пенсии это ярко подтверждает", — добавил Олег Шеин.

Континентальная Европа, в первую очередь Германия, Франция, Швеция и некоторые другие, использовала другой механизм — разумеется, там есть государственная модель, то есть некий минимальный объем, есть накопительная система. Но крайне важное значение имеет корпоративная пенсионная система. Например, в Германии в нее погружено порядка 40% всех работников, там это называется производственной пенсией, она финансируется за счет совместных взносов предприятий и работников. И те, и другие при этом получают налоговые вычеты. Если предприятие банкротится, то сохранность этих накоплений гарантирует страховой фонд, а сами средства вкладываются в страховой или пенсионный фонд, хотя там более сложная система, предполагающая более шести видов направлений. А при смене работником предприятия обязательства переходят к новому работодателю, и около 40% немецких работников этим пользуются. Кроме того, в бюджетной сфере за рубежом подобные пенсии используются и как элемент антикоррупционной борьбы, потому что условием корпоративной пенсии является и отработанный стаж, и отсутствие подобных нарушений.

Антон Силуанов(2019)|Фото: Накануне.RU

Вероятно, что-то подобное пытается реализовать и Минфин РФ, хотя основной причиной, пожалуй, можно считать перевод прибылей компаний в инвестиционные ресурсы и насытить рынок длинными деньгами.

"У Минфина главная задача — поскольку государственные ресурсы для инвестиций в экономику ограничены, а зарубежные инвестиции уже тоже очень сильно ограничены, то нужно искать свои. И везде в мире пенсионные деньги в рамках накопительных программ играют значительную роль в национальной экономике. Понятно, что граждане из-за уровня инфляции и невысоких зарплат участвовать в этих программах самостоятельно не будут. Это доказала практика. Для того, чтобы были накопительные программы, нужен совершенно другой уровень доходов, поэтому кто остается? Компании", — объясняет Александр Сафонов.

Но тут возникают вопросы — а какие будут условия? Как считает Олег Шеин, детали "могут нас разочаровать и оказаться невыразительными", но зато средств бюджета на эти меры должно хватить — если хватает на расходы по спецоперации, а это около 10 трлн рублей, то и тут хватит, все-таки речь идет о суммах на порядки меньших.

Александр Сафонов, напротив, считает, что ключевой вопрос — финансовый, потому что переход к корпоративным пенсиям имеет смысл, когда принимается решение, что готовы платить людям значительно больше, чем они будут получать в системе обычных страховых пенсий. Но это дополнительные государственные расходы.

"Поэтому отношение положительное, но реализовать этот подход корпоративных пенсий в бюджетной сфере будет крайне затруднительно из-за высоких затрат. Большой вопрос — как это ляжет на нашу действительность", — резюмирует в беседе с Накануне.RU Александр Сафонов.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС