Уральские преподаватели: "Искусственный интеллект не способен заменить учителя"
Накануне на Петербургском экономическом форуме было предложено перестать нагружать врачей и передать лечение пациентов искусственному интеллекту. Один из главврачей объяснил это тем, что ИИ — "это кладезь чистой информации". Что касается преподавания русского языка, то здесь искусственный интеллект, каким бы умным он ни был, никогда не сможет заменить педагога — так считают уральские эксперты.
6 июня в России отмечается День русского языка. Праздник приурочен ко дню рождения великого русского писателя и поэта Александра Сергеевича Пушкина. Сегодня в Екатеринбурге состоялась пресс-конференция с участием преподавателей русского языка — в том числе как иностранного. Корреспондент Накануне.RU поинтересовался у педагогов, сможет ли ИИ обучать школьников и студентов вместо них. Все были едины в своем мнении.
Директор департамента "Филологический факультет" Уральского федерального университета, доктор филологических наук Анна Плотникова:
— Как человек, который связан с цифровыми технологиями и проектами, скажу, что искусственный интеллект не способен заменить учителя. ИИ — это наш помощник во многих сферах жизни. Он будет применяться и уже применяется в методике преподавания. Эти технологии будут использоваться, на сегодня не все их возможности еще исследованы. Но заменить человека искусственный интеллект не может.
Если мы говорим о текстах, которые порождает ИИ, то пока это тексты "синтетические", искусственные. Их искусственность так или иначе ощущается, потому что языковые модели обучаются. Пройдет время, они совершенствуются. Их тоже обучают люди, они допускают те же самые ошибки, которые допускают люди.
Но искусственный интеллект никогда не заменит человеческое общение, потому что любое преподавание и обучение — это не только какое-то освоение. Иначе можно было бы книжки читать или использовать какие-то онлайн-инструменты. Это все-таки погружение в профессиональную среду. Это получение навыков, которые невозможно получить, просто читая книги.
Учитель русского языка и литературы средней школы №142 Екатеринбурга Ольга Данилова:
— Я бы хотела обратиться к творчеству Александра Сергеевича Пушкина: "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется". Любой учитель поддержит меня: ничто не заменит непосредственное общение учителя с учеником. Процесс взращивания может быть только тогда, когда есть межличностный контакт.
Председатель Уральской гильдии преподавателей русского языка как иностранного Алексей Боталов:
— Я работаю в системе образования — даже страшно об этом говорить — уже больше 30 лет. Моя точка зрения: процесс преподавания — это не только передача информации от обучающего к обучаемому. Это процесс, который я бы назвал своеобразным таинством. В любом общении в аудитории преподавателя и студентов или учеников присутствует некая энергетическая составляющая. Контакт человека с другим человеком, контакт преподавателя с аудиторией — это не просто передача информации. Это передача некой энергии.
И это очень важно понять, потому что никогда и никто, я думаю, в ближайшие десятки лет, не сможет заменить тот эмоциональный психологический эффект, который может дать хороший лектор и преподаватель. Пока человечество, или, может, какие-то внеземные цивилизации, ничего подобного изобрести не смогли. По крайней мере, нам об этом совершенно ничего неизвестно.
Я считаю, что это [живое преподавание] — единственная форма, которая остается, была и будет передачей той информации, которая не может быть зашифрована в каких-то знаках и символах. Это то, что называется человеческим общением и передачей энергетического и эмоционального заряда. Заменить его пока ничем невозможно.
От редакции
Примечательно, что ранее в Свердловском областном суде заявили, что пока не планируют внедрять в свою работу искусственный интеллект, так как он "не сможет полностью заменить судью". А недавний опрос показал, что жители Екатеринбурга не испытывают страха перед ИИ или нейросетями.