Эксперты обсуждают перспективы "цифровых дорог" в России
Проблемы беспилотной авиации, в частности полеты дронов на территории РФ в гражданских целях, обсудили на ПМЭФ. Задачу рассмотрели со всех сторон - высказались и производители дронов, и Росавиация, и "Глонасс", и многие другие. В целом пришли к согласию, что нужно проблемы решать сообща, иначе отставание от мировых трендов неизбежно, передает корреспондент Накануне.RU.
На Петербургском международном экономическом форуме прошла дискуссия на тему дронов для гражданских целей — тут и логистика, перевозка, доставка грузов, тут и сельское хозяйство. Обозначено все это общим термином "цифровое небо", и главным вектором развития обозначены "технологии глобального лидерства России для массового применения беспилотной авиации".
Основной вопрос, на который необходимо ответить сегодня, обозначил модератор сессии — генеральный директор "Платформа Национальной технологический инициативы" Дмитрий Песков, по его словам, еще несколько лет назад дроны были в общем представлении игрушками, но пару лет назад произошло "массовое вынужденное осознание этой проблемы", стартовал нацпроект, появился целый ряд частных инициатив, и сегодня нужно ответить на вопрос — что мы делаем и в какой точке сейчас находимся.
Для достижения лидерства России необходимы не только дроны, но и связь с ними даже за пределами видимости. Как поясняет Алексей Райкевич, генеральный директор "Глонасс", для этого появилась идея гибридной связи — чтобы связь с беспилотником была в любой точке пространства, необходимо также импортозамещение в высокоточной навигации. До 2022 года это место было занято зарубежными компаниями, но когда они ушли, почти 80 тыс. высокоточной техники остались без навигации.
"Частично эту потребность закрыли наши китайские "партнеры-конкуренты", но наша необходимость — развивать самим такие технологии. Высокоточка не требует дополнительного финансирования, но должна найти свое отражение в нацпроекте", — пояснил Райкевич.
Он также добавил, что более трех лет такие технологии разрабатывались в "Глонасс", и недавно было подписано соглашение с Тимирязевской академией для проведения испытаний.
Но в гибридную связь могут входить не только спутники на геостационарной орбите, но и низкоорбитальные группировки, одну из которых на мероприятии представлял Николай Пожидаев, председатель правления "Ситроникс". По его словам, для надежной связи нужно как минимум 92 аппарата — тогда можно будет мониторить за пределами видимости все беспилотное — и дроны, и корабли, и автомобили. А если спутники будут с двусторонней связью, то можно будет еще и управлять беспилотниками, пусть и с небольшой задержкой.
Но кроме успехов, спикеры констатировали и проблемы. Так, например, генеральный директор "Флай дрон" Никита Данилов отметил, что необходимо выработать ключевые характеристики системы, которая сможет регулировать "цифровые дороги", по которым будут передвигаться беспилотники. И в этой системе, по сути, должно быть предусмотрено разделение на "свой-чужой", чтобы можно было защититься от других автономных аппаратов.
"Закрытие воздушного пространства эффективности не показало, показало только то, что посадили на землю множество добропорядочных дронов", — добавил Данилов.
Иван Анцев, исполнительный директор "НПП "Радар ммс", в свою очередь, затронул тему безопасности не только в полете — как разводить летательные беспилотные и пилотируемые аппараты, но и в случае нештатных ситуаций — как сделать так, чтобы в случае кризисного случая дрон не нанес ущерба на земле.
Максим Чижов, генеральный директор "Агримакс.Аэро", сравнил наш опыт с китайским — в КНР на данный момент более 300 тыс. дронов выполняют множество разных задач, в том числе и сельскохозяйственные, и за последние несколько месяцев Китай перешел от политики "везде запрещено, летаем там, где разрешено" к политике "везде разрешено, летаем везде, где не запрещено". В России же этого пока не происходит — его опыт подсказывает, что в определенных случаях даже добропорядочные компании с дронами гражданского назначения вынуждены проходить полную сертификацию и получать множество разных разрешений. Ответ от руководителя "Росавиации" Дмитрия Ядрова последовал в ключе — стараемся решать проблемы оперативно и делать упрощения в разрешениях, но субъекты РФ в большинстве держат ограничения по разрешениям. Замминистра экономического развития Максим Колесников также отметил, что со стороны ведомства делается все для упрощения процедур.
Наконец, один из главных вопросов поднял генеральный директор Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) Александр Павлов, который отметил, что для решения задач нужны не просто решения — нужен софт, который должен быть полностью отечественным. А это и картография, и связь со спутниками, и управление роями, и комплексы подавления, и автономность, и решения в сфере ИИ.
"В настоящий момент создан индустриальный центр компетенций беспилотного авиационного транспорта, туда вошли ключевые участники рынка. Консолидированный функциональный заказ, который формулирует центр, позволит перевести весь необходимый объем разработки, доработки и внедрения ПО и ПАК в формат особо значимых проектов, которые могут быть профинансированы при поддержке правительства", — заявил Павлов.
В завершение Дмитрий Песков задался философским вопросом — какой подход для развития беспилотной авиации лучше. С одной стороны есть метод развития "цифровых дорог", по которым движутся беспилотники, а для этого нужна инфраструктура, группировки спутников и прочее, с другой — развитие компьютерного зрения, искусственного интеллекта и саморегулирование дронов в зависимости от обстановки вокруг. Как показала практика автомобилей с ИИ, пока массового применения они обеспечить не могут — случается слишком много нештатных ситуаций, из-за чего беспилотные авто только устраивают пробки и попадают в аварии, поэтому тут выигрывают "цифровые дороги", но с другой стороны — если все бросить на обустройство таких путей, то можно проиграть гонку в сфере развития ИИ.
Как итог — предложение встретиться через год и обсудить уже решенные задачи и сформировать дальнейшие пути развития отрасли.