Кинематограф в поиске: кто у нас "большой герой"?
Как современный кинематограф отвечает на запросы государства и общества, обсудили на полях ПМЭФ. Диалог между государством, обществом и медиасферой обычно ведется через совместное создание и распространение образов героев, правда, сегодня все резко поменялось, и диалог государство начинает вести с позиции того, кто деньги на кино дает, а значит, может и что-то требовать. Это, как считают некоторые эксперты, совсем не плохо, ведь раньше "заказчик" не следил за тем, что в итоге выйдет в прокат и какое влияние окажет на общество. Сегодня общественники, чиновники и люди искусства вместе в поисках главного героя — кто он: ученый, врач или военный, искатель смыслов или весельчак? В советское время были понятны герои, они были разные, ориентированные на разные поколения, но они были, и потому кинематограф легко справлялся со своей ролью — показать их. Сегодня с этим определенные вопросы есть, считает модератор сессии ПМЭФ писатель, сценарист Александр Цыпкин. Что думают об этом киношники и о чем просят подумать чиновники — в материале Накануне.RU.
Кино — как помним, важнейшее из искусств — на полях ПМЭФ обсуждали с интересной стороны: не про деньги речь, а разговор за идеологию. Вообще слышать это слово здесь — уже необычный поворот сюжета, но как есть. Спикеры признают: идеологические задачи есть у любого государства, об этом в приветственном слове заявил писатель, сценарист Александр Цыпкин. Есть они и у России и реализуются через медийное пространство. Одна из таких задач — определить, кто он, герой нашего времени.
"В нашем советском прошлом были четкие ориентиры в кинематографе, на которые могли ориентироваться подростки, дети, взрослые люди, — говорит директор департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры РФ Дмитрий Давиденко. — Были фильмы о людях профессии, об учителях, об инженерах, о героях-защитниках. В какой-то момент стало чувствоваться, что наши герои — это герои из американских, западных фильмов. К сожалению, этот период был, но, к счастью, благодаря определенным событиям, мы все-таки преодолели чуждую нам идеологию".
Как говорит директор департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры, одна из задач государства — финансировать фильмы, которые поддерживают традиционные духовные и нравственные ценности. В Министерстве формулируют и приоритетные темы для кино, в этом году они звучат так: "Герои среди нас" — фильмы о выдающихся личностях России, фильмы о достижениях и победах в культуре, истории, науке и спорте: "Российские военные как положительный образ, воплощающий лучшие качества человека: смелость, отвагу, доброту, преданность и патриотизм, неуклонное следование кодексу чести". Таким сегодня выглядит госзаказ для кинематографистов, некие ориентиры, про что сегодня необходимы фильмы, говорит Давиденко. Но, конечно, фильмы с такими темами будут поддержаны только в случае хорошего сценария и правильно оформленной заявки.
Всегда пользуются успехом у государства детские фильмы и семейное кино, здесь кинематографисты, оказывается, тоже теряются в тематике и для них ребенок на заднем плане — уже детско-юношеское кино. Но это не так, говорят представители Министерства культуры, чтобы не было недопонимания, проводятся кинолабаратории для творцов.
Криминальные элементы как маркер эпохи
Не стоит забывать и об этике — это единственная "цензура", если можно так сказать, но на уровне ощущений. Давиденко призвывает: должно быть четкое понимание, что можно показывать, а что нельзя. Ответственность художник несет не только перед зрителем, но и перед государством: "Министерство культуры выступает регулятором в части выдачи прокатных удостоверений. Сегодня мы сталкиваемся с тем, что нам приносят готовый продукт для онлайн платформы, для кинотеатра, некоторые даже для телевидения. И мы сталкиваемся с тем, что часто там есть моменты, про которые этически нельзя рассказывать".
В пример он приводит то, как известные кинематографисты снимают сериал, приносят готовый материал, а он про скопинского маньяка. Казалось бы, просто жанр, детектив, драма, тема популярная и за рубежом, и у нас. Но есть там та самая граница, которую нельзя переходить.
"Есть нездоровый человек, который совершил преступление. Да, он отсидел 17 лет, но это не значит, что про него нужно снимать сериал. Дальше, одна известная журналистка берет у него интервью, платит ему деньги, про него пишут книги, возникает вопрос — а что, вот так можно? Он становится героем. И здесь очень важно, чтобы не было таких героев. Чтобы не было популяризации криминала, преступлений. Все-таки для меня лично и сегодня для нашего государства, я думаю, что все сидящие в этом зале со мной согласятся, настоящий герой — это военный, человек, который рискует своей жизнью, защищает нас для того, чтобы мы сидели здесь и обсуждали эту тему, чтобы сегодня была справедливость и мир в нашей жизни, вот это герой".
Один из создателей, сценаристов самого нашумевшего в ушедшем году сериала "Слово пацана" высказывается о криминальных элементах как о героях. Ведь были они у нас и ранее — например, идол 90-х, Данила Богров, который не всегда поступал правильно с точки зрения закона, но всегда искал правду, что и привлекало к нему внимание, народную любовь и дало статус настоящего героя времени. И все-таки таким героям нет места в современности, считает Золотарев, но важен фактор ракурса — чем закончится история этого героя, грубо говоря, если он плохо кончит, то вывод зритель сделает правильный.
"И "Слово пацана", и "Брат" — это все история про 90-ые, про конец 80-ых. Это история про вакуум власти, где есть большой запрос на справедливость при отсутствии справедливости вокруг. И вот этот запрос на справедливость формирует интерес к такому герою, который решит все за тебя. Сейчас у нас есть государственная монополия на справедливость, тогда ее просто не было. И это как раз такие моменты, когда рождаются такие герои, зона ответственности автора здесь, конечно, есть".
Главные герои нашего времени
Сегодня выбор героя больше, палитра шире, говорит Золотарев, это не только "добро с кулаками", у нас есть яркий запрос на героя, который что-то создает. Да, тот самый человек труда, о котором в последнее время все говорится, но ничего не делается. Почему его нет на экранах? В 90-ые у нас не существовало забытого советского жанра "производственная драма", он считался стыдным почему-то, а сейчас он возвращается, говорит Золотарев:
"Производственная драма возвращается, история про то, как не было ничего, а потом благодаря кому-то что-то появилось — это круто. Это интересное направление для кинематографа".
Существуют сценарные архетипы, под которые подойдет и герой труда, и военный, и ученый, главное — в какой ситуации он будет и как себя поведет. Интересное исследование провели представители "Газпром-Медиа": на протяжении долгого времени они подробно опрашивали зрителей, выходящих из зала, задавали вопросы, сортировали ответы и пришли к определенным лаконичным выводам — какого героя хотят видеть сегодня люди на экране и кто из персонажей легче обретет и любовь, и почет зрителя.
"Совершенно точно, что герои 90-х годов и те голливудские образы, которые были востребованы в начале 2000-х, прошли, наше масштабное исследование, которое состоялось весной и в начале лета, мы опросили самых авторитетных экспертов, продюсеров, режиссеров, сценаристов, писателей, академическое сообщество, ученых, психологов, и вторая часть исследования — семиотический анализ всего, что выходило на экраны в течение последних 40 лет с концентрацией на последних четырех годах самых рейтинговых сериалов и фильмов — мы пришли к выводу, что те коды героев, которые привлекают внимание, их немного, но они очень яркие", — говорит генеральный директор АО "Газпром-Медиа Холдинг" Александр Жаров.
Итак, вот топ героев: на первом месте код — это "Везунчик". Как объясняет Жаров, вера русского человека в чудо бесконечна. Поэтому и оказались столь удачны в прокате фильмы "Бременские музыканты", "Летучий корабль" и "По щучьему велению" — это хиты кинопроката про того самого "везунчика".
Второй код "Перевоспитанный" — человек плохой, с отрицательными чертами, но у него есть шанс на изменение. Самый яркий пример такого героя в фильме "Холоп": народ главного героя в фильме перевоспитывает, народу в кинотеатре это нравится.
Следующий герой — это "Человек из народа": простой человек, который живет свою жизнь, защищает свои интересы, свою семью, свою малую родину.
"У нас огромная линейка таких фильмов, как "Полярный", "Батя", "Реальные пацаны" и так далее, которые про этих людей рассказывают. Люди находят свое отражение в этих героях и благодарны за то, что о них рассказывают", — поясняет спикер.
Другой код — "Герой поневоле" — живет себе простой человек, оказывается в критической ситуации, сейчас много поводов для этого, и становится защитником. Он защищает себя, защищает окружающих, защищает свои принципы. "Это начиная с достаточно мирных фильмов "Движение вверх" и "Вызов" до фильмов про СВО, про наших соотечественников, простых людей, которые становятся героями", — говорит Александр Жаров.
Очень близок к этому герою код "Добро с кулаками" — человек, который может пересечь линию закона, но он защищает правду.
Если говорить про переходные образы — в конце 80-х был такой "Потерянный интеллигент" — это фильмы "Полеты во сне и наяву", "Влюблен по собственному желанию", вот этот "архетип" превратился в "Человека, который ищет смысл и истину".
"Большой запрос на малого героя, — подводит итог Жаров. — На локального героя, местного, и мы таких героев видим, опять возвращаясь к типажу из сериала "Полярный". Но самый важный вопрос — кто у нас "Большой герой"? Кто придет на смену Штирлицу, Даниле Багрову? Не на смену, а в дополнение, конечно. Безусловно, есть исторические персонажи, русские люди, которые изменили мир. Но тот мастер, который найдет нового "Большого героя", который станет героем нашего времени, он, безусловно, сам станет героем нашего времени".