Отмена рейса: как вернуть полную стоимость авиабилета
В разгар сезона отпусков жители России все чаще стали сталкиваться с проблемами при возврате средств за билеты на отмененные рейсы. Среди основных претензий путешественников: сроки поступления денег, а также всевозможные удержания, которые навязывают как перевозчики, так и сервисы по продаже проездных документов. При этом зачастую разобраться в том, правомерны ли те или иные действия со стороны продавцов, не представляется возможным. Как правило, авиакомпании и кассы начинают перекладывать ответственность друг на друга, в конечном итоге пассажиры часто предпочитают не связываться с проблемами, гарантируя неосновательное обогащение недобросовестным перевозчикам и сервисам. О том, кто должен вернуть средства за билет и в каком объеме, разбиралось Накануне.RU.
В последнее время пассажиры все чаще сталкиваются с необходимостью возврата средств за авиабилеты, а в сезон отпусков, когда нагрузка на авиалинии растет, число инцидентов становится все выше. Эксперты отмечают, что все взаимоотношения в таких ситуациях регулируются Воздушным кодексом РФ, который гарантирует пассажирам воду при задержке рейса от двух часов, горячее питание при переносе вылета на четыре часа, размещение в гостинице при восьмичасовом опоздании и полный возврат средств при отмене полета по вине авиакомпании.
В Роспотребнадзоре пояснили, что для возврата средств необходимо обратиться к перевозчику и направить ему письменную претензию. При этом в обращении стоит предъявить не только возврат денег за билеты, но и возмещение убытков, а также морального вреда.
"В случае отказа перевозчика в удовлетворении требований, вы можете обратиться за защитой своих прав в Роспотребнадзор. При задержке рейса авиапассажир также имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда. Помимо этого, пассажир вправе взыскать штраф с перевозчика за просрочку доставки в пункт назначения. Такой штраф устанавливается в размере 100 руб. за каждый час просрочки, но не более чем 50% стоимости авиабилета, если перевозчик не докажет, что просрочка произошла вследствие не зависящих от него обстоятельств", — отметили в ведомстве.
Однако зачастую в отношениях между пассажиром и авиакомпанией участвует третья сторона в виде агрегатора или агента по продаже билетов и здесь у путешественников могут возникнуть дополнительные сложности, как правило, связанные со сроком и полнотой возврата средств.
В редакцию Накануне.RU обратились жители Екатеринбурга, которые столкнулись с подобной проблемой. Как рассказал собеседник издания, билеты на семью из трех человек приобретались через сервис "Супер Касса", зарегистрированный в Санкт-Петербурге, однако после отмены рейса перевозчиком билетный сервис удержал сборы за вынужденный возврат и обработку.
"В итоге, пришлось не только покупать новые билеты, но и отдать несколько тысяч рублей ни за что, добровольно вернуть деньги "Супер Касса" отказывается, поэтому пришлось готовить заявление в суд. Более того, из информации в чеке выяснилось, что продавцом оказалось Superkassa Limited, зарегистрированное в Гонконге, хотя на сайте значатся только российские юрлица", — возмущается один пассажиров.
Сам агент в ответ на претензию ссылается на то, что не является фрахтователем воздушного судна, туроператором или турагентом, поэтому не несет ответственность за исполнение договора перевозки, в том числе при отмене и задержке рейса. А сборы, по словам службы поддержки сервиса, удержаны на основании договора оферты, с которым клиенты были ознакомлены до момента оплаты и согласились с ним, а без согласия с условиями договора покупка билетов невозможна.
Связаться с агентом по телефону не удалось, так как на сайте организации не указано ни одного телефона, кроме автоматической поддержки пассажиров. Накануне.RU направило официальный запрос в "Супер Кассу" с просьбой прокомментировать ситуацию, ответ в случае поступления будет опубликован дополнительно.
Впрочем, это не единственные претензии к агенту, в официальной группе в "ВК" пассажиры массово жалуются на долгий возврат средств, медленную поддержку и сложности с возвратом или обменом билетов при отмене или переносе рейсов. Подобные трудности возникают у пассажиров регулярно с разными сервисами и авиакомпаниями. Например, есть судебная практика у клиентов "Купи Билет" или "One to trip". А не так давно семейная пара из Норильска с помощью Роспотребнадзора по Красноярскому краю взыскала с "Аэрофлота" удержанные при возврате билетов средства, а также моральный вред и штраф за отказ от добровольного исполнения требований.
Как пояснили Накануне.RU в Роспотребнадзоре, в случае проблем на стороне билетного сервиса потребовать средства можно и с авиакомпании.
"Если билеты покупались на стороне, это признается убытками, которые пассажир понес в результате отмены рейса. Все убытки, как упоминалось ранее, пассажир вправе предъявить перевозчику, подтвердив их наличие. Срок давности по таким претензиям составляет полгода. К прочему, если в результате действий ответчика клиент понес моральные или физические страдания, заявляется возмещение морального вреда", — пояснили изданию в надзорном ведомстве.
Вернуть небольшие суммы (до 50 тыс. руб.) можно через мировой суд, однако, как отмечают специалисты в сфере защиты прав потребителей, зачастую люди не хотят связываться со сложной для них системой ради нескольких тысяч рублей, поэтому авиакомпании и билетные сервисы имеют неплохой доход от удержания сборов.