"Американская мечта реализована в России — у людей менталитет профессиональных потребителей"
Народный артист России, худрук фестиваля UralTerraJazz (проходит в городе Камышлове Свердловской области) Даниил Крамер полагает, что в России реализована "американская мечта" — то есть концепция, при которой свобода трактуется как возможность индивидуального процветания и успеха.
Одним из проявлений этого стало воспитание профессионального потребителя. В том, чтобы сломать эту систему, важную роль играет культура как фактор формирования личности.
О плачевных последствиях распада СССР, диверсии в системе образования и возможности преобразования россиян через культуру Даниил Крамер рассказал журналисту Накануне.RU в Камышлове на полях X фестиваля UralTerraJazz.
— Фестиваль UralTerraJazz в этом году прошел в 10 раз. Расскажите о его эволюции за эти годы, к чему он пришел?
— Я очень надеюсь, что фестиваль еще никуда не пришел, что он в пути. Я бы желал, чтобы этот процесс не останавливался как можно дольше. Когда мы начинали (первый фестиваль прошёл в 2013 г., — прим.), не было ни песчаных скульптур, ни великолепных парадов. Пробовали разные вещи — детский конкурс, парад детских мод. Было всякое. Мы пробуем, экспериментируем. Мы — потому что это не только мои идеи.
За годы проведения фестиваля команда набралась опыта, и сейчас она легко делает то, что раньше казалось трудным. И для меня такое развитие — счастье: на первых фестивалях я всем руководил "в ручном режиме", контролировал каждый шаг. Это надо было, потому что было всякое. Например, однажды вместо контрабаса привезли бас-гитару, в другом случае взяли мало покрышек для проводов, которые защищали бы их от дождя.
Сегодня ничего такого не случалось, но мы готовы. Нельзя быть ко всему готовыми, однако опыт следует учитывать. У меня есть неплохой опыт проведения других фестивалей, и в случае с UralTerraJazz я его применил. Мы пока что не закончили совершенствоваться, и, надеюсь, не закончим. Музыканты за 10 лет сильно повысили свой класс. Помню первый фестиваль, когда на открытии было очень мало людей. Теперь слушателей стало больше. Они "раскушали".
— Сказывается ли на качестве исполняемой на фестивале музыки тот опыт, что в целом накоплен в музыке?
— Вообще, с 1990-ых, когда в Россию пошла информация, прогресс сумасшедший. В 1980-ые музыканты были копеистами, да и в 1990-ые тоже, а вот в 2000-ые началась первая генерация идей, а не копирование с якобы генерированием. Говорю это без негатива, потому что речь идет о накоплении информации, без которого не было бы ничего.
Из-за отсутствия информации в советское время у нас этот период сильно затянулся, остановившись на Александре Цфасмане. Были прекрасные копеисты — хранители традиций: оркестры Олега Лундстрема, Анатолия Кролла, Алексея Кузнецова. Были и генераторы идей вроде Леонида Чижика. Он проповедовал концертный, регулярный джаз. Тому поколению это не удалось, нашему — да.
Все поколение, которое учило меня, было учителями, а не продавцами образовательных услуг, и величина разницы тут равна галактике. Педагогику продавать нельзя. Платные уроки — да, но вы же не думаете о деньгах, когда я выхожу на сцену и играю. Вспомните "Маленькие трагедии" Александра Пушкина, Импровизатора. Видимо, поэт описал сам себя, он удивляется, только что человек импровизировал, а через секунду спрашивает: "А пять золотых за билет — нормально?". Ему тоже надо есть. Бах дрался за каждый пфенинг.
Да, мы так живем, но, когда я услышал от одного педагога, что "за такие деньги я не должен тебя так учить", это же смерть. Их надо гнать! А кого гнать, если у нас и так никого нет? Чижик был моим наставником. Он пару-тройку раз взял с меня деньги, а потом мы про это забыли. Переменились отношения — он, кажется, воспринял меня, как будущего последователя. Для таких, как он и я, деньги важны в том смысле, что я просто хочу достойно жить и получать наслаждение от своей работы, не думать, что моя семья будет кушать завтра, как я думал об этом в 1990-ые.
— В СССР было 64 джазовых фестиваля, на большинство вход был бесплатным. Ранее в интервью Накануне.RU вы говорили, что стоимость билета на UralTerraJazz должна быть выше, чем тогдашние 100 руб. Почему?
— Люди не ценят то, что бесплатно. Чтобы что-то получить, люди должны что-то дать. Вы же понимаете, что эти 100 руб. ничего не решали "от слова совсем". Это я настоял на оплате. Особо никто не возражал. Во время принятия в масоны задавали вопросы, на которые надо было ответить. Один из них звучал так: "Вы идете по дороге, вам навстречу попадается нищий. Он правда нищий. Он просит у вас денег или еду. Что вы ему дадите?". Масоны говорили: "Я дам ему лопату". Что означало: я дам ему работу, чтобы он заработал свои деньги или еду. Не удочку, например, чтобы он бесплатно наловил себе рыбу. Он должен поработать.
— Платя за вход и попадая на фестиваль, слушатель получает что-то, кроме эмоционального наслаждения, музыка как-то развивает разум?
— Не надо думать, что культура действует по принципу таблетки от головной боли, которая через 15 минут начинает проходить. Я сравниваю действие культуры с воздействием капельки на сталактит. Тысячелетиями, но действует, причем так, что меняются цивилизации.
Мы не можем отследить изменения в человеке, в какой степени данным нами продуктом он накормил свою душу. Может, вообще не накормил? Может, душа у него пуста, он похлопал и ничего не получил? А, может, он молча простоял все время, а в итоге "все легло в душу", и он молча ушел, став добрее, поняв что-то про мир. Вопрос не имеет ответа. Вы сказали, люди, а это — каждый человек по отдельности, восприятие не похоже.
— Однажды вы говорили, что культура объединяет, когда политики разъединяют. И вот недавно в Париже состоялось открытие Олимпиады. А объединяет ли представленная на нем культура?
— Я говорил, что культура — обоюдоострый меч. Она может как убивать, так и воскрешать.
Посмотрите на нацистскую Германию, во что культура и идеология превратили великую нацию. Кстати, во что они превращают ее сейчас? Культура, идеология и немного тип образования. Идеология — часть культуры. Вот вам разрушающая культура, сносящая целые цивилизации.
Другая культура возродила Россию из небытия во времена Минина и Пожарского. Она создала маркер "свой — чужой", и крестьяне, которым, казалось бы, было все равно, польский или русский боярин будет драть с них три шкуры, победили. Что заставило забитых крестьян восстать против одной из лучших армий мира, которой была польская?
Разрушение нашей страны, начиная с конца 1980-ых, планировалось именно на основе разрушения маркера "свой — чужой", когда чужой должен был стать своим. И кто это делал? Культура. И до сих пор мы пожинаем плоды разрушающей культуры, и долго еще будем пожинать. Вы спросили про Олимпиаду. Это оно и есть. Разрушение культуры ведет к примитивизации мозга, восприятия мира и приводит к управляемости народов. Какова культура, таково и восприятие.
До сих пор в Америке мало кто отдает себе отчет, что американская мечта реализована в России. Вот, скажем, у меня есть квартира. Я ее заработал без взяток. Также я заработал на другую квартиру и еще на третью — для дочки. Я не брал кредиты. А вот мой контрабасист заканчивает выплачивать ипотеку и у него будет квартира. Он женат, откладывает деньги, спокойно платит по ипотечному кредиту. Больше 70% населения России имеют собственность. Сколько таких людей в Америке? Чуть-чуть, все остальные — арендаторы. И в России сформирован менталитет профессионального потребителя. Ребята молодые говорят: "Зачем нам копить деньги? Мы лучше купим квартиру в ипотеку". Они выплачивают три цены. Хотя, по сути, их грабят напропалую.
Можно ли накопить на квартиру? Тот, кто хочет, тот может. В случае моего басиста это был его выбор. Он не хотел ждать, и теперь будет выплачивать две с половиной стоимости квартиры. Он может себе это позволить. Многие могут себе это позволить? Нет. Надо стиснуть зубы, копить деньги, как делали это наши предки. Они открывали свои дела, удачные или нет. Я бы никогда не решился взять кредит, который выплачивали бы мои дети или внуки. Но Америка живет именно на этом. Даже образование получают в кредит. Страна долговых рабов, где, кроме денег, мало что существует.
— Что надо сделать в России, чтобы переломить эту систему?
— Для начала надо убрать всю коррупцию. Это же полбюджета! А, может, больше. Вот сейчас в Минобороны чистка. Мама дорогая, 11 трлн руб.! Я где-то прочел, что на эти деньги можно купить 3 тыс. танков "Армата". 3 тыс.! А у нас на 4 тыс. дронов денег нет. И, кстати, коррупция — вопросы культуры, образования, веры. Искренняя вера — стержень, который говорит, что ты будешь делать, а что нет. Это частично делает образование.
Я бы сделал врачей, учителей и военных самыми престижными людьми в стране. Им надо обеспечить такие условия труда, чтобы им в голову не пришло брать взятки. Учителей надо делать социально защищенными, потому что сейчас любой ученик может сказать, что пойдет к директору и заявит, что педагог его изнасиловал.
Самое главное — культура, образование и их гармоничное сочетание. Влияние этого недооценено. Когда началась реформа, включавшая Болонскую систему и ЕГЭ, я назвал это диверсией. И до сих пор так считаю. Уничтожение страны через образование. На Стелленбосском университете (ЮАР) есть табличка, где говорится, что для уничтожения нации требуется снижение качества образования, разрешение учащимся обманывать на экзаменах. Крах образования — крах нации. Это то, что с нами пытались проделать. И попытка не закончена.
Вспомните, с чего начался развал СССР? С нескольких вещей. Есть пара главных. Когнитивный диссонанс при обучении, когда в школе говорят одно, по телевидению — одно, а на практике — другое. Нам говорят, что "жить стало лучше, жить стало веселее", а в жизни — дефицит в магазинах и блат, что тоже является коррупцией. Второе. Вспомните, как же мы смотрели на эти джинсы, западную технику, сильно превосходившую нашу. Все это — культура быта, восприятия. Тогда началось воспитание профессионального потребителя. "Смотрите, как у нас хорошо, а у вас плохо". И до сих пор.
У профессионального потребителя нет сознания профессионального гражданина, у него своей страны нет. Он не хочет созидать свою страну. Он хочет под бок к тем, где уже вкусно. А мы удивляемся, почему у нас столько людей уехали. Сейчас они будут возвращаться, потому что у нас будет лучше, и профессиональный потребитель полезет сюда. Я этому не очень рад.
Во время распада СССР поддалась элита, воспитанная в этом когнитивном диссонансе вранья и реальности. Население не встало на защиту продажной элиты, потому что оно привыкло, что везде вранье. Были проигнорированы результаты референдума о сохранении Советского Союза. И население, доведенное до отчаяния враньем, дефицитом, блатом, коррупцией, решило, что "ну и хрен с ним". Населению было все равно, ему бы выжить, потому что его довели до состояния невменяемости, и только поэтому предатели Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич раздербанили страну. Михаил Горбачев — еще больший предатель, предавший и продавший все.
И мы еще долго будем пожинать последствия этого.