"Дикие ягоды" раздора обернулись "лихими 90-ми" неподалеку от Кремля
Два охранника офиса Wildberries (с английского "дикие ягоды") погибли в результате вчерашней стрельбы. Разборки в стиле "лихих 90-х" в Романовом переулке закончились уголовным делом. Владиславу Бакальчуку, который владеет 1% в WB и пока еще приходится мужем самой богатой женщине России Татьяне Бакальчук, предъявили обвинение по статьям об убийстве (ст. 105 ч. 2 УК), покушении на убийство (ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 105 УК), покушении на сотрудника правоохранительных органов (ст. 317 УК) и самоуправстве (ст. 330 УК). Подробности — в материале Накануне.RU.
Татьяна и Владислав Бакальчуки поженились в начале 2000-х годов спустя всего полтора месяца после знакомства. В тот же период предпринимательница основала маркетплейс, который спустя 20 лет сделал ее богатейшей женщиной России. Владислав является сооснователем организации и владеет 1% акций. По словам Татьяны, ее муж не принимает участие в управлении Wildberries.
Предыстория вчерашней перестрелки, которая произошла в 600 м от Кремля, тянется с июня. Именно тогда стало известно о слиянии Wildberries с компанией Russ Outdoor. Участников рынка новость удивила, поскольку масштабы у двух компаний слишком разные: WB — один из ведущих игроков на рынке онлайн-ритейла, Russ Outdoor — гораздо более мелкий рекламный бизнес.
В июле муж основательницы Wildberries Татьяны Бакальчук Владислав заявил, что его жена связалась с рейдерами, пытающимися захватить семейный бизнес. На стороне Владислава выступил глава Чечни Рамзан Кадыров, который пообещал помочь. Он отметил, что Татьяну Бакальчук "рейдеры оградили от мужа и семерых детей, супруги не имеют возможности увидеться и пообщаться, чтобы хотя бы обсудить происходящее".
Интересно, что половина крупнейшего маркетплейса в России может достаться именно Бакальчуку. Он рассказал, что с супругой они не заключали брачный договор, а потому Владислав может завладеть половиной имущества, нажитого парой, при разводе. Таким образом, мужчина мог бы стать совладельцем организации по продаже товаров, оборот которой составляет несколько триллионов рублей.
Версии по поводу объединения WB и Russ Outdoor озвучивались разные. По данным Forbes, после январского пожара на складе WB в Шушарах Бакальчук якобы опасалась сложностей с силовыми и надзорными органами, а партнеры из Russ помогли ей решить проблемы в обмен на долю в бизнесе. Другая версия, озвученная несколькими собеседниками Forbes — романтическая. На это сама Татьяна Бакальчук возражает, что у нее никого нет, и сейчас она даже "ни с кем не спит, если это кому-то интересно".
По данным Forbes, компанию Russ связывают с братьями Робертом и Левоном Мирзоянами. Родившийся в Тбилиси Роберт Мирзоян, старший из братьев, в начале 2000-х начинал карьеру с размещения рекламы в таксофонных кабинах МГТС, в 2016 году пришел в "Веру-Олимп". По сведениям СМИ, у Мирзоянов в их бизнесе может быть влиятельный партнер. Как писало издание РБК, как минимум сделку по покупке "Лайсы" в 2019 году финансировала семья миллиардера и сенатора Сулеймана Керимова. По данным источников газеты "Коммерсантъ", Керимов до сих пор связан с Russ. Сам Роберт Мирзоян участие миллиардера в бизнесе отрицал. При этом за последние годы состав акционеров "Русс Аутдор" неоднократно менялся, и в настоящий момент в их числе нет даже самих Мирзоянов.
Владислав Бакальчук заявлял, что на фоне "рейдерского захвата" Wildberries якобы остановила строительство складов по всей России и СНГ, а обороты компании падают. У Татьяны своя версия: с мужем она разводится и никакого захвата нет, слияние добровольное и в интересах компании, показатели которой, напротив, улучшаются.
И вот вчера совладелица WB Татьяна Бакальчук заявила, что группа людей под руководством Владислава Бакальчука, Сергея Ануфриева и Владимира Бакина попытались захватить офисы Wildberries в Москве. В свою очередь, Владислав Бакальчук назвал произошедшее провокаций, добавив, что на него попытались напасть, когда он приехал на переговоры в офис WB.
При этом на одном из видео видно, как приехавшая с Владиславом Бакальчуком группа прямо в присутствии полиции безо всякого стеснения разбивает окно в офисе в центре Москвы, после чего и раздались выстрелы. Очевидно, что с выданной "в паблик" версией Бакальчука это "не бьется". Хотя он озвучивал и еще один тезис — мол, предвосхищая возможность провокации, обратился к силовым структурам заранее.
Кто же на самом деле стоит за разборками в "Диких ягодах", чего добиваются стороны и что это вообще такое было — уже развязка или только начало мощного противостояния в стиле "лихих 90-х"? Своим мнением об этом с Накануне.RU поделился политолог Павел Салин:
В частности, там с одной стороны сделки стали звучать фамилии Мантурова [первый вице-премьер Денис Мантуров], Вайно [глава Администрации президента Антон Вайно]. Та элитная группа, которая им противостоит под брендом "Бакальчука-мужа", пока до конца не засветилась, потому что, конечно, господин Кадыров не столь влиятельная фигура, чтобы противостоять той группе, которую представляют вышеупомянутые фигуры. Думается, что там есть и другие игроки и тоже весьма влиятельные.
А актив ведь очень интересный, с учетом возможных перспектив развития ситуации. Если отношения с Западом вдруг будут нормализовываться, санкции будут сниматься, то появятся перспективы международной экспансии "Вайлдберриз". Да и сегодня перспективы масштабные. Судя по всему, одна из влиятельных, а возможно, самая влиятельная российская элитная группа хочет получить над ним контроль, a вторая группа, тоже не обделенная связями, этому препятствует.
Такова внутриэлитная составляющая этого конфликта. А когда он выходит в публичную плоскость, то это приобретает очевидный вид "корпоративного конфликта в семейном измерении между супругами". Повторюсь, супруги в данном конфликте не то чтобы абсолютно бессубъектны, однако их субъектность носит крайне ограниченный характер, потому что за каждым из супругов стоят крайне влиятельные элитные группы и их интересы. А Бакальчуки их выражают, являются их, скажем так, фронтменами и очень сильно младшими партнерами.
Сложная ситуация не то чтобы расколола элиты, но разделила интересы внутри элит, что и проецируется на этот конфликт. Ведь во многих вопросах как бы условного "единого Кремля", который занимал бы какую-то четкую, однозначную и внятную позицию, пока не существует. Именно по этой причине такие вещи происходят, именно по этой причине вчера очень долгую паузу взяли правоохранительные органы, потому что их руководство знает о том, что ситуация сложная, единой позиции нет, и как бы не попасть под раздачу.
Поэтому, несмотря на информацию об убитых, силовики тянули до последнего, хотя гораздо менее резонансные события в центре Москвы вызывают гораздо более жесткую и оперативную реакцию, и, скорее всего, такое силовое развитие не было неожиданностью для людей в погонах. В информпространстве ведь появлялась информация, что чуть ли с предыдущего дня якобы некие автозаки дежурили и прочее. То есть, можно предположить, что оперативная информация имелась. Но реальный риск для силовиков попасть под раздачу, если будешь действовать быстро и "неправильно", свою роль сыграл.
То, что вчера случилось, это силовое развитие ситуации в стилистике лихих 90-ых, от которых власть сейчас очень сильно открещивается. Но, судя по всему, все новое это хорошо забытое старое в осовремененной форме.